25 Окт 2017


Свя­щен­но­му­че­ник Алек­сандр Грив­ский


Священномученик Александр Гривский родился 25 мая 1874 г. в погосте Болчино Порховского уезда Псковской губернии в семье протоиерея Симеона Афанасьевича Гривского. Семья, в которой он родился, принадлежала известному в Псковской губернии роду Гривских. Представители этого рода оставили заметный след в истории Псковской губернии. Они подвизались на ниве образования, народного просвещения и культуры, многие становились священнослужителями.
В семье протоиерея Симеона сыновья шли по стопам отца. Протоиерей Симеон служил в Христорождественской церкви села Чирская, преподавал Закон Божий и заведовал церковно-приходской школой. Его сыновья — Александр, Сергий и Никандр, подрастая, один за другим поступали в Псковскую Духовную семинарию. После окончания семинарии они приняли священный сан и служили священниками в разных приходах Псковской епархии. Сам глава семейства продолжал служить Святой Церкви до глубокой старости.
В годы гонений XX столетия все трое братьев-священников стали мучениками за Христа. Двое из них прославлены в лике святых новомучеников и исповедников российских. Старший в семье, священник Александр Гривский, был расстрелян ЧК в 1918 году. Священник Никандр Гривский, служивший в Христорождественской церкви п. Почеп Торопецкого уезда Псковской губернии (ныне Тверская обл.), был приговорён НКВД к 10 годам лишения свободы. В Соловецком концлагере он тяжело заболел и получил инвалидность. В 1932 г. заключение в концлагере было заменено ему на ссылку до окончания срока. В 1938 г. НКВД санкционировал его новый арест и приговорил к 5 годам лишения свободы за «контрреволюционную деятельность». 2 октября 1940 года священник Никандр Гривский скончался в заключении в Обозерском лагпункте Архангельской обл. Священномученик Никандр Гривский прославлен в лике святых новомучеников и исповедников от Тверской епархии.
Младший из братьев, священник Сергий Гривский, настоятель Вышегородской церкви Дедовичского района, один из самых активных представителей духовенства своего времени, был арестован органами НКВД в 1937 г. На допросах он, не выдержав давления следствия, признал свою «вину» по ложно возведённому на него обвинению в контрреволюционной и антисоветской деятельности, был приговорён к высшей мере наказания по ст. 58 УК РСФСР и расстрелян 3 декабря 1937 г. в застенках Псковской тюрьмы. Захоронен в безвестной могиле.
Священномученик Александр Гривский образование получил в Псковской Духовной семинарии. Материальное положение семьи Гривских было далеко не блестящим: отцу протоиерею не всегда удавалось изыскать средства для оплаты обучения трёх своих сыновей, и Александр часто попадал в список должников за обучение. Служба отца Александра в духовном ведомстве началась с первой ступени посвящения: в 6-м классе семинарии он был облачён в стихарь, причём происходило это в алтаре псковского Свято-Троицкого Собора. Семинарию он закончил по второму разряду и был определён псаломщиком в церковь погоста Дубки, где служил около года.
В 1900 году правящий архиерей перевёл его в Христорождественскую церковь села Чирская. В этой церкви находилась чудотворная, особо чтимая псковичами икона Божией Матери Одигитрия-Чирская, явленная Русской Церкви в княжение Василия I Дмитриевича в 1420 году. 7 лет служил и возрастал духом будущий пастырь-мученик под сенью этой великой святыни Псковской земли.
В 1907 году Александр принял сан священника с назначением в погост Сине-Никола Опочецкого уезда, где служил около 1 года. Затем, с благословения Высокопреосвященного Арсения (Стадницкого), архиепископа Псковского и Порховского, он был переведён в село Подоклинье к церкви Богоявления Господня. В Богоявленском храме села Подоклинья также находилась великая святыня — Ватопедская икона Божией Матери «Отрада и Утешение». Список этой иконы был пожертвован в 60-е гг. XIX столетия известным странником-слепцом Григорием Ивановичем Ширяевым, имевшим обыкновение длительно проживать после странствий у владелицы села Подоклинья, княгини Анастасии Николаевны Урусовой. Празднование иконе бывало 21 января при очень большом стечении народа.
Подоклинье располагалось на Петербургском почтовом тракте к северу от Порхова, недалеко от Никандровой пустыни, которая привлекала к себе огромное количество богомольцев, шедших поклониться мощам великого молитвенника Псковской земли преподобного Никандра-пустынножителя (память 7.10 н.ст.). Сюда богомольцы хаживали пешком помолиться в течение всего года или шли «по завету». В престольные праздники и памятные дни Никандрова пустынь собирала до десяти (и даже более) тысяч богомольцев. Подоклинье находилось на пути к обители, и богомольцы останавливались здесь поклониться чтимой иконе Божией Матери и передохнуть. Отец Александр, принимая богомольцев, предоставлял им пищу и кров в своём доме. По воспоминаниям современников, семья Подоклинского батюшки была известна и уважаема также и за его попечение о странниках.

Страницы