02 Сен 2017


Священномученик Николай Бирюков

Священномученик Николай Васильевич Бирюков родился 26 февраля 1865 года в городе Екатеринбурге в семье протодиакона. Образование получил в Пермской духовной семинарии, три класса которой закончил в 1882 году и по прошению был уволен и назначен надзирателем Пермской Александровской земской больницы.
В 1884 году Николай Васильевич стал псаломщиком в Введенской церкви Красноярского села Камышловского уезда. В этом же году в Камышловском уездном училище он выдержал экзамены на звание начального народного учителя и с этого времени стал преподавать в различных учебных заведениях Камышловского уезда, совмещая эту деятельность со служением Церкви.
В 1889 году Николай Васильевич был рукоположен в сан диакона, а в 1896-м — в сан священника. Служил отец Николай на различных приходах Екатеринбургской епархии: в сёлах Красноярском, Тыгишском, Закамышловском, Кургановском, Никольском, в Спасо-Преображенском соборе города Шадринска и в Верхне-Уфалейском заводе.
27 октября 1914 года отец Николай был переведён к церкви Каменского Преображенского монастыря, которая стала последним местом его служения.
Каменская Преображенская обитель была основана в 1850 году как женская община и получила статус монастыря в 1892 году. Отец Николай окормлял насельниц обители и исполнял обязанности приходского священника. Он был ревностным пастырем, постоянно заботившимся о духовно-нравственном воспитании паствы, требовательным к себе и другим и одновременно исполненным христианской любви.
Батюшка считался хорошим проповедником: он умел доступно и в то же время глубоко объяснить смысл евангельского текста. За ревностное прохождение пастырского служения отец Николай удостоился нескольких церковных наград: набедренника, архипастырских благословений и грамот.
Отец Николай был женат на дочери священника Ольге Васильевне; известно, что к 1903 году у них было четверо детей: сыновья Василий, Стефан и Фёдор и дочь Павла. Родители заботились о духовном образовании своих детей: все они обучались в различных духовных школах. Семья была дружной и крепкой. О том, какие тёплые отношения царили в ней, свидетельствуют строки из сохранившегося письма отца Николая к младшему сыну Фёдору, написанного уже в годы гражданской войны.
В этом письме после отеческих наставлений есть приписка матушки Ольги: «Милый Дарик, преогромное тебе спасибо за мёд». Ласковое прозвище «Дарик», видимо, было уменьшительным от имени Феодор — «Божий дар». В семье Фёдора продолжали называть Дариком и тогда, когда он уже вырос, женился, воевал в рядах Белой армии. Из этой же приписки к письму ясно, что Фёдор тоже относился к своим домашним с нежной любовью — ведь он нашёл возможность послать им мёд в условиях войны.
Вообще, все известные сведения об отце Николае Бирюкове и его домочадцах говорят о том, что они были истинными христианами и их лучшие качества с особенной силой проявились в годы революции и гражданской войны.
Октябрьский переворот разрушил устойчивый провинциальный быт Каменска. Отец Николай не скрывал своего отношения к начавшимся переменам: он призывал прихожан не поддаваться революционным страстям, не посещать митинги, не участвовать в демонстрациях во избежание соблазна и искушений, больше молиться и уповать на Бога. Несмотря на неудовольствие местных властей, отец Николай продолжал совершать богослужения, подавая своей пастве пример истинной духовной ревности.
7 апреля 1918 года, в праздник Благовещения Пресвятой Богородице, отец Николай в конце Литургии прочитал с амвона воззвание Патриарха Тихона, напечатанное в «Церковных ведомостях».
Прочитав послание и затем ещё раз дневное Евангелие (Мк, 8.34−38), батюшка истолковал прихожанам прочитанные тексты. Он сказал, что Патриарх Тихон призывает верующих сплотиться вокруг храмов Божиих, а, если потребуется, то и пострадать за свои убеждения. О том же говорилось и в евангельском зачале: Господь через Евангелие призывает христиан быть верными Ему, не страшась мук и самой смерти.
В этот же день по распоряжению Каменского совдепа отец Николай был арестован и отправлен в Следственную комиссию революционного трибунала Екатеринбурга. Его обвинили в распространении «черносотенного воззвания Патриарха Тихона». Рассмотрев дело священника и приняв во внимание, что «означенное воззвание исходило не лично от него, а лишь объявлено было им после Литургии», Следственная комиссия 10 июня 1918 года приняла постановление об освобождении священника. С него была взята подписка не читать в церкви никаких брошюр и изданий без разрешения местного Совета. К радости насельниц монастыря и прихожан батюшка возвратился из заключения и продолжил своё служение.
Шла гражданская война. Жестокой болью отзывались в сердце отца Николая страшные события: разрушение храмов, осквернение святынь, избиения священнослужителей, убийства мирных жителей. В проповедях он продолжал призывать прихожан к стойкости в вере, к усердной молитве и упованию на Бога. Своего сына, Фёдора, батюшка благословил служить в Белой армии.
24 июля 1918 года в посёлок Каменский завод вступили части Белой армии под командованием подполковника Д. Н. Панкова. Целый год в посёлке действовала старая волостная власть под руководством военного коменданта, назначенного командованием Белых. После годичного правления в июле 1919 года власть Белых в Каменске пала под натиском Красной армии. Начались репрессии со стороны красных, и обрушились они, прежде всего, на духовенство.
Летом 1919 года в Каменский ревком стали поступать доносы на отца Николая. «Прошу обратить особое внимание на монастырского священника Н. Бирюкова, который в личной беседе со мной не согласен ни в одном политическом вопросе и присутствовать на митингах он отказывается. О последствиях прошу уведомить политотдел 21 дивизии».

Страницы