16 Авг 2017


Священномученик Димитрий Павский


Священномученик Димитрий Павский родился 16 января 1874 года в селе Максатиха Бежецкого уезда Тверской губернии в семье потомственного священника Александра Павловича Павского. Рос весьма любознательным и способным ребёнком, очень интересовавшимся церковной историей.
Окончил духовное училище, затем — Тверскую духовную семинарию. В 1896 году поступил в Казанскую духовную академию, которую окончил в 1899 году со степенью кандидата богословия.
После окончания академии в сане диакона, а затем протодиакона служил в городе Ржеве Тверской губернии, сначала преподавателем арифметики и геометрии, а с 1901 года преподавателем русского языка и дидактики в епархиальном женском училище.
В 1903 году Дмитрий Павлович был рукоположен в сан священника и назначен заведующим Леушинской церковно-учительской женской школы Новгородской епархии. 25 июня 1904 года определением Св. Синода он был перемещён в Минск на должность епархиального наблюдателя «школ церковно-приходских и грамоты Минской епархии» с причислением к клиру кафедрального Петро-Павловского Собора. Очень скоро в среде минского духовенства отец Дмитрий приобрёл широкую известность и зарекомендовал себя с самой положительной стороны.
По своим обязанностям епархиального наблюдателя он много ездил по епархии, общался с духовенством и за короткое время смог достаточно хорошо ознакомиться с особенностями местной церковной и народной жизни. Будучи коренным россиянином, отец Дмитрий, оказавшись в Белоруссии, столкнулся со многими не известными до этого для него проблемами. Он сразу почувствовал, какую опасность здесь представляют польское движение и католическая пропаганда. Особенно резко эта проблема обнажилась после обнародования 17 апреля 1905 года Императорского Указа «Об укреплении начал веротерпимости». Согласно Указу отпадение от православия более не преследовалось, и люди свободно могли избирать для себя вероисповедание. Кроме того, разрешалось преподавание Закона Божьего на национальных языках. После выхода Указа на окраинах Российской Империи случаи отпадения от православия стали массовыми. Отчасти это явление имело вполне естественный и даже оправданный характер, но во многих случаях становилось результатом религиозного совращения.
Такая ситуация не могла не вызвать противодействия со стороны православных людей. Для борьбы общими силами с надвигающейся католической и антирусской пропагандой необходима была некая форма объединения — знамя, под которым бы могли объединиться и вместе трудиться люди самых разных профессий и положения, люди, которым не безразличны были судьба православия и отечества.
Таким объединением явилось открытое в феврале 1907 года Минское Православное Народное Братство во имя Животворящего Креста Господня, организованое на самых широких началах, не только из представителей клира, но и при широком участии мирян, почему и было названо Народным. У самых истоков создания Братства стоял отец Дмитрий, ставший одним из активнейших его членов Павский. При.
С самого начала своей деятельности Братство стало проводить внебогослужебные беседы в храмах Минска. До 500−800 человек слушателей привлекали эти беседы, среди которых было немало и городской интеллигенции. На братских беседах среди других лекторов регулярно выступал и отец Дмитрий. Кроме организации публичных бесед, Братство учредило Справочное бюро для оказания помощи православным людям в трудоустройстве, оказывало материальную помощь нуждающимся, помогало в погребении умерших бедняков и многое другое. Братство обращалось с воззванием к православным не отдавать своих детей в католические школы, возбудило ходатайство об увеличении содержания недостаточно субсидируемых земством церковно-приходских школ. Братство стало издавать газету «Братский Листок», в подготовке которой участвовал и отец Дмитрий. Новоучреждённое Народное Братство сразу обратило на себя внимание в обществе — вызвало самые лестные отзывы со стороны старейшего и авторитетнейшего Виленского Свято-Духовского Братства, неоднократно удостаивалось благодарности епархиального архиерея. Среди пожизненных членов Минского Православного Народного Братства были такие выдающиеся личности, как почётные члены Императорского Православного Палестинского Общества митрополит С.-Петербургский и Ладожский Антоний (Вадковский) и святой праведный Иоанн Кронштадтский.
Одновременно с активной деятельностью в Братстве, отец Дмитрий Павский состоял членом Совета и Товарищем Председателем Минского Церковного Историко-Археологического Комитета.
В июне 1908 года он нёс послушание инспектора и преподавателя временных педагогических курсов для учителей и учительниц церковных школ Минской епархии. 8 октября 1908 года был назначен на должность председателя Минского епархиального училищного совета.
Активное участие принимал отец Дмитрий и в подготовке первого (после 300-летнего перерыва) съезда представителей западнорусских православных Братств, инициированного Минским Народным Братством, проходившего в Минске 29−31 августа в 1908 года. К тому времени он пользовался среди братчиков таким авторитетом, что единодушно был избран участниками съезда его председателем. На съезде отец Дмитрий сделал доклад о тайных польских школах, обнаруженных в Минской губернии, и о сохранении русских школ грамотности. Он призывал участников съезда активно бороться с наступлением католичества, не понаслышке зная, с какой изобретательностью и упорством действуют его распространители.

Страницы