11 Фев 2019


Замечания на богословские сочинения А. С. Хомякова



Протоиерей Александр Горский


Ниже печатаемые замечания А. В. Горского на богословские сочинения А. С. Хомякова найдены в академическом архиве его, на отдельных листках почтовой бумаги, и писаны карандашом, рукой самого А. В-ча. Некоторые из них имеют цельный характер и стоят в связи по содержанию; другие же представляют собой лишь отрывочные мысли, занесенные на бумагу на-скоро, мимоходом, в том непосредственном виде, как они возникали по какому-нибудь случайному поводу. Большая часть замечаний относится к воззрениям А. С. Хомякова на Церковь, развитым в его „Опыте катехизического изложения учения о Церкви1“. Эта их группа содержит в себе довольно подробный и последовательный разбор названного сочинения Хомякова в порядке его изложения, разделенный самим А. В. на параграфы; она не раз пересматривалась А. В. Горским, исправлялась и дополнялась. Эти замечания на „Опыт катехизического учения о Церкви» мы главным образом и предлагаем ниже читателям, из прочих же берем только то, что сохранилось в более и менее законченном виде.

Время и обстоятельства происхождения предлагаемых замечаний - точно неизвестны. Несомненно, что А. В. весьма интересовался богословским учением Хомякова, хотя воззрений его на разделял и, как свидетельствует о нем в своих воспоминаниях проф. А. П. Лебедев2, победоносно опровергал его на лекциях по догматике. Листки, найденные в архиве, дают возможность видеть, что он усердно изучал богословские сочинения Хомякова, выписывал и отмечал для себя более замечательные их места; по некоторым вопросам, выдвинутым у Хомякова, он собирал ученые справки; так напр. один листок содержит в себе целый историко-критический аппарат по вопросу о том, почему у нас в 9-м члене символа веры слово: χαθολιχηι᾿ (έχχλησίαν) переведено: (в) соборную (церковь): здесь собран обширный ряд цитат, указывающий потребление этого слова в греческой,-церковной и светской,-литературе и в древне-славянском переводах.

Несколько более сведений имеется относительно упомянутых выше замечаний на „Опыт катехизического изложения учения о Церкви». В листках, содержащих разбор этого сочинения, оказались два письма, отчасти объясняющие их происхождение. Одно из этих писем, хотя не имеет ни подписи, ни адреса, ни даты, несомненно принадлежит П. С. Казанскому, оригинальный почерк которого нельзя смешать ни с каким другим, и назначено А. В. Горскому. Оно ведет речь именно об этих замечаниях на „Опыт», составленных А. В-чем. Вот это письмо:

„Вот что полагаю нужным заметить. Вы говорите о таинствах, а не упомянули о миропомазании3, в учении о котором особенно погрешает Хомяков, давая ему значение так сказать благодати священства для всех христиан. Это его учение раскрыто в полемических статьях против Лютеран и Католиков. Изложение этого учения и опровержение его служит к уяснению понятий Хомякова о Церкви. Параграфы 2-й, 3-й, 4-й требуют пересмотра. Чтобы яснее видеть мысль Хомякова, следует перечитать все его статьи. Ключ к ним дает философия откровения Шеллинга и Шопенгауэра. Помнится мне: есть у него место, где язычников и магометан они не прочь включить в Церковь, по крайней мере из числа спасающихся не исключает.

Возражать против того, что он Ангелов включает в Церковь нечего кажется4, ибо и православная Церковь включает их в один состав, отличая наименованием торжествующих. За литургией приносятся молитвы и о Пресв. Владычице и всей небесной Церкви. Потому и в этой мысли есть часть правды.

Нужно отрешиться со всем от наших понятий о Церкви, чтобы стать на точку зрения Хомякова. Благодать дается, Т. е. предлагается в учении ли слова жизни или в естественном законе или в непосредственном действии Св. Духа всем разумным тварям, и Ангелам, и человекам. Это широкое, всеобщее действие Духа Божия и есть та Церковь, которая принимается Хомяковым. Кажется, прежде частного разбора, следовало бы указать на это его понятие. В тесном же смысле Церковью он называет тех, которые в душе своей причастны благодати. Потому у него и видимая Церковь т. е. общество собственно христиан, определяется, (как) Дух Божий и благодать таинств.

Выражение: Церковь земная и видимая не есть еще полнота всей церкви5 т. е. в полноту ее входит и невидимая Церковь, существующая среди не христиан.

Выражение: при конечном суде творения, всего творения6, разумеется всеобщий суд, и потому не излишне-ли Ваше возражение об оскудении веры пред концом мира.

Во второй строке на 1-м листе глаголал7, бросается как-то этот славянизм; лучше бы сказать: говорил.

Если Вы не находите того учения о Церкви, какое я приписываю Хомякову, всё же не излишне бы предположить возможным, и сказать несколько слов против подобного понимания Церкви. Потом уже безопаснее будет оговорить, что Вы с православной точки понимания будете разбивать учение, - разбивать его так, как Вы разбиваете.

Но не опустите сказать о миропомазании - по моему это существенный пункт в мнениях Хомякова.

Очень рад, что Вы решились сопоставить здравое учение с учением фантазии.

Если не имеете в виду преследовать дальнейшие сочинения Хомякова, то из его письма к Бунзену, нужно бы привести для объяснения понятий его о Св. Писания тот отзыв, который Хомяков делает, - именно он отвергает всякое достоинство буквы текста, допускает ошибки и погрешности писателей Богодухновенных, а усвояет Церкви или точнее своему смыслу право понимать и толковать Писание, как вздумается».

Другое письмо принадлежит А. В. Горскому; оно сохранилось в черновом экземпляре, писанном рукой Горского, не доведено до конца и не имеет никакой хронологической пометки. Содержание его следующее:

„Возвращаю Вам, любезнейший Петр Симонович8 письмо Наталии Петровны9 с приложением.

Что сказать о заметках на книгу Алексея Степановича Хомякова?

Страницы