14 мая 2014
Архиеп. Аверкий (Таушев).

Выражают ли в наше время названия "христианский" и "православный" существо дела?

"Будь, а не кажись!"

Мы дожили до такого страшного, исполненного фальши и лукавства времени, когда даже такие, еще недавно вполне ясные понятия и наименования, как «христианский» и «православный» уже ничего более сами по себе, без уточнений, не выражают, не отражают собою существа дела, а служат только вводящей в обман вывеской.

В самом деле «Христианскими» нередко называют себя теперь общества и организации, в которых, по существу, ничего христианского нет, поскольку они отвергают главный догмат христианства — Божество Господа нашего Иисуса Христа, как это делают некоторые новейшие секты, которым вообще совершенно чужд и самый дух истинного христианства, так естественно и логично вытекающий из евангельского учения. Но и понятие «православный» в самое последнее время зачастую уже не выражает собою того, что оно должно выражать, ибо «православными» продолжают называть себя даже те, кто фактически отступили от истинного Православия, стали предателями Православной веры и Церкви.

Таковы все те модернисты, которые отвергают подлинный дух Православия, все те, кто вступили на путь взаимообщения с врагами Православия, пропагандируют молитвенное и даже литургическое общение с не принадлежащими к св. Православной Церкви. Таковы «обновленцы» и современные «нео-обновленцы», «нео-православисты», (так некоторые из них сами себя откровенно называют!), кричащие о необходимости «обновления Православной Церкви», о каких-то «реформах в Православии», якобы «застывшем» и «омертвевшем», — вместо действительно-необходимого обновления своих собственных душ и коренного реформирования своей греховной природы с ее страстьми и похотьми.

Они настойчиво провозглашают единение с еретиками, неправославными и даже вовсе не-христианами — «соединение всех», но без «единения духа», при котором одном только такое соединение единственно возможно.

Таковы, например, в наши дни константинопольские, «вселенские патриархи», признавшие в свое время законной «живую церковь» в Советской России, а теперь — папу Римского «главой всей христианской Церкви» и допускающие к Таинству св. Причащения латинян-папистов без присоединения их к св. Православной Церкви.

Таковы все, деятельно участвующее в так наз. «экуменическом движении», которое так явно стремится из всех существующих ныне вероисповеданий создать какую-то новую лже-церковь, и многие другие, которые не хранят всецелой верности Господу нашему и Спасителю и Его Святой Церкви, а служат, или так или иначе угождают Его лютым врагам, помогая им в осуществлении их антихристовых целей в Богоотступническом мiре.

Кто смеет отказать нам в законном праве не признавать таких людей православными, хотя бы они и продолжали именовать себя таковыми и даже оставались носителями разных высоких санов и званий?

Из истории Церкви мы знаем, что было немало еретиков и даже ересиархов в высоком сане, которых Вселенская Церковь торжественно осудила, извергнув их из сана.

Но что мы видим теперь?

Теперь — век безграничных компромиссов и лукавых соглашательств, и никакие самые вопиющие еретические действия, поступки и выступления уже никого почти не смущают, и никто должным образом на эти явные отступления от Православия не реагирует, а уж об осуждении этих новых еретиков и отступников и говорить не приходится, теперь все всем позволяется и ничто никому не возбраняется, за исключением случаев, когда кто-то в чем-то лично задет, обижен и оскорблен. О! это уже не прощается, и тогда появляются «прещения», основанные на канонах, которые в других случаях и не вспоминаются, ибо признаются «отжившими», «устаревшими», «неприемлемыми» в наш передовой, прогрессивный век!

Вот перед лицом какого морального развала — подлинного духовного ужаса мы стоим!

Правда легко игнорируется и нагло попирается, а зло так же легко торжествует победу и злорадно ругается над низвергнутой и попираемой правдой.

Можно ли со всем этим современным положением, по совести, помириться?

Можно ли закрыть глаза на всю эту ложь и фальшь и спокойно делать вид, будто ничего не видишь?

Так могут делать только люди с прожженной совестью или совсем потерявшие совесть!

Вот почему более чем странно слышать, когда некоторые, мнящие себя быть «православными», называют нас, не желающих идти в ногу со временем и не дерзающих ни в чем отступать от Христова Евангелия и исконного учения св. Церкви, а потому считающих долгом своей совести обличать явное и очевидное зло современной жизни, проникшее уже и в Церковь, — «староверами», «раскольниками», «черносотенцами», «ретроградами», «мракобесами» и т. п.

На самом деле, не мы — «раскольники», а все те, кто, следуя духу времени, действительно тем самым откалываются от Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви, отступают от веры Апостольской, веры Отеческой, веры Православной, которая вселенную утвердила, и так очевидно катятся в бездну Отступления — в ров погибели вместе со всем современным мiром, зарвавшимся в своем Богоотступничестве.

Не апостол ли сказал в предупреждение всем христианам:

«Не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная» (Римл. 12, 2).

Слышите ли эти Богооткровенные слова Апостола Христова, все вы, лукавые модернисты, покушающиеся извратить Евангелие Христово и так охотно и рьяно «сообразующиеся с веком сим» лукавым и прелестным, в угоду страстям и похотям своим!

Ваше «обвинение» в том, что мы — «староверы», охотно принимаем, считая его честью для себя, но как совесть христианская уживается у вас с новаторством, ниспровергающим, в сущности, истинную веру и Церковь Христову?!

Страницы