01 Мар 2017


ВЕЛИКОПОСТНОЕ ПОСЛАНИЕ ИСПОВЕДНИКА ХРИСТОВА
ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО ЛАЗАРЯ
АРХИЕПИСКОПА ОДЕССКОГО И ТАМБОВСКОГО (2005 ГОД).


Дорогие во Христе отцы, братья и сестры. Господь снова сподобил нас дожить до святых дней Великого Поста.

Со времен апостольских христиане отделяли святую Четыредесятницу ото всех дней в году, посвящая это время на подготовку к достойной встрече величайшего христианского Праздника – Пасхи Христовой. Пасха, т.е. «прехождение» – это переход от ветхой, греховной, тленной и смертной жизни – к жизни новой, благодатной, нетленной и безсмертной: вечной жизни со Христом в Его Небесном Царстве. Она венчает и богослужебный церковный год, и личную духовную жизнь каждого христианина. И потому требует достойного приготовления, очищения: такого душевного настроя от каждого члена Церкви, который приводит душу христианскую к жизни духовной, к освобождению сердца от страстей, к созиданию внутреннего духовного человека. Иными словами, к стяжанию Духа Святаго, по слову прп. Серафима Саровского – спасению души для вечности.

Корень всякого греха – страсть. Она коренится в сердце человека, дает обильные греховные плоды. Она привязывает человека к земле, не дает душе христианской устремляться к Небу. Страсти не войдут в Царство Небесное. И вот, чтобы войти в Царство Небесное, нужно освободиться от страстей.

Как можно освободиться от страстей?

Наше очищение от греховности начинается с покаяния, с очищения ума – отказа от самомнения, самоуверенности, самодостаточности и прочей «самости». Самомнение более всего ослепляет человека, не дает ему критически взглянуть на себя, правильно оценить свою греховность. Оно, будто тонкая пленка, обволакивает сердце человека, вводит его в самообман и самообольщение – в состояние прелести. Прелесть, значит – ложь, обман, прельститься – обмануться, поверить лжи. Человек прельщенный, пребывающий в прелести – это человек сам себя обманувший, возомнивший о себе, о своих мнимых “достоинствах” и “заслугах” высоко. А укоренившееся самомнение всегда приводит к гордости, состоянию богопротивному и безблагодатному…

«Господь гордым противится, смиренным же дает благодать!»

Именно поэтому Святая Церковь первый приготовительный к Великому Посту воскресный день посвящает Евангельскому чтению о мытаре и фарисее. Показывает пагубность гордости и тщеславия, со многими их греховными произрастаниями: завистью, осуждением, злоречием, надмением, памятозлобием и прочими обильными плодами этого древа, корнем которого является страсть.

Какая страсть? Повторим еще и еще раз – гордость и тщеславие. Они – причина всех бедствий на земле. Они и Денницу низринули с Неба в самую бездну ада.

Современная анти-христианская гуманистическая культура, определяющая настроение в окружающем нас обществе, насквозь пропитана богопротивной гордостью, самоуверенностью, дерзостью. Мы живем в этом обществе, соприкасаемся с ним. И это не может не влиять на чад нашей Церкви, не может не заражать их своим духом. Поэтому каждый, кто желает быть истинным христианином, кто желает сохранить себя в Истинной Церкви Христовой, желает спасения своей души для вечной жизни со Христом – призван к духовной борьбе – не просто с отдельными грехами и соблазнами, а с самим духом мiра сего – духом сатанинской гордыни. Только в процессе этой невидимой брани с духом зла, духом мiра сего, с грехом, гнездящемся в сердце человека, христианин очищается от греховных страстей и приобретает Евангельские добродетели. Не просто удаляется от зла, не соучаствует во зле. Нет, этого недостаточно. «Уклонись от зла, и сотвори благо» - учит нас божественный псалмопевец. В этом и заключается духовная брань, к которой призывает нас Святая Церковь, и благодатные дары для которой Она подает. Побуждением к такому подвижничеству для христианина служит постоянное воспоминание о Христе-Спасителе.

По примеру святого Апостола Павла, истинный христианин всегда имеет перед своим мысленным взором Христа Иисуса, распятого за его грехи, постоянно помнит о своем Искупителе, ради Него все вменяет в уметы и не желает ничем хвалиться, только Крестом Христовым.

Спасение наше от греха и смерти совершается истощанием Христа, Его божественным смирением, умалением, и великой жертвой Крестной. Это обнищание Сына Божия, Его страдания ради нашего спасения – от Его любви к Своему творению, сострадания каждой отдельной погибающей человеческой душе, которую Он принял в Свое сердце, омыл Своими слезами и очистил Своею кровию. Ради которой Он взошел на Крест. И этот Крест Христов – и есть тот единственный путь, который соединяет человека с Богом.

Но недостаточно стоять рядом и смотреть, как Спаситель несет этот Крест, как Его пригвождают ко Кресту, как Его распинают. Так и Каиафа со своими последователями прошел этот путь на Голгофу, и стоял там, и смотрел на распинаемого Господа. И злословил, и хулил Его.

Нужно сораспяться Христу. Пригвоздить ко Кресту Христову свои грехи и свои страсти. Все свои мнимые заслуги и достоинства, всю жизнь свою вменить ни во что. Все горести свои и страдания, и скорби принять как заслуженные. Но и этого мало.

Мало понести заслуженное наказание. Так и оба разбойника за свои преступления были распяты на кресте.

Нужно без ропота, со смирением положить скорби свои к подножию Креста Христова. Нужно омыть свои грехи слезами, состраданием к безвинно распинаемому Господу и покаянием (как один из разбойников), очистить свое сердце от страстей. Только таким путем и можно придти к Царствию Небесному. И этот путь открывает для нас, по этому пути и ведет нас Истинная Церковь Христова. Только Она одна и подает нам благодатные дары для смиренного восхождения по этому пути…

Страницы