01 Мар 2017


Великий Пост и сущность Христианства.



Архиепископ Аверкий (Таушев)


Мы — христиане! Но как мало в настоящее время среди нас людей, которые отдают себе ясный отчет в том, что это значит, к чему нас это звание обязывает. А это тем более необходимо знать, что в последнее время появилось среди считающих себя христианами умственное течение, которое пытается в корне извратить самое существо христианской веры, — под видом христианства так часто теперь пропагандируется нечто диаметрально противоположное истинному христианству.

Что же такое христианство? В чем заключается существо христианства?

На этот вопрос мы находим ясный ответ в нашем новозаветном Священном Писании.

«Аще кто во Христе», говорит св. Апостол Павел: «нова тварь» (2 Кор 5. 17), то есть: «Кто во Христе», или «кто — христианин», «тот — новая тварь».

Иными словами: существо христианства заключается в новотворении — христианин тот, кто стал новым человеком, не таким, каким он родился от отца и матери.

Естественный человек, рожденный естественным плотским путем и живущий по законам естества человеческого, сам по себе христианином быть не может. Сам Господь Иисус Христос ясно свидетельствует об этом в Своей замечательной беседе с иудейским законоучителем Никодимом, сказав ему: «подобает вам родитися свыше» (Иоан. 3, 7).

«Аще кто не родится свыше, не может видети Царствия Божия» (Иоан. 3, 3) — не может стать истинным христианином, не может спастись.

Это новотворение человека, ради которого и приходил на землю воплотившийся Единородный Сын Божий, совершает благодать Божия в великом таинстве духовного возрождения — святом Крещении и прочих таинствах.

Вот почему без благодати Божией невозможно стать истинным христианином, невозможно спастись.

В таинстве Крещения «верующий умирает для жизни плотской, греховной, и возраждается от Духа Святаго в жизнь духовную, святую» (см, Катихизис). Но так как невнимательный к себе человек может со временем потерять эту благодать крещения, то необходимы для возобновления ее и другие таинства — особенно же таинство «второго крещения» — покаяние и таинство причащения Тела и Крови Христовой, приискренне соединяющее христианина со Христом.

Без принятия благодати Божией в церковных таинствах нечего и думать быть истинным христианином.

Благодать Божия, по неизреченной милости Божией, в силу искупительной Жертвы Христовой, принесенной за наши грехи на кресте, дается нам туне – даром, без каких бы то ни было заслуг с нашей стороны... но... для привлечения этой благодати Божией необходима, с нашей стороны, добрая воля, стремление к получению ее и наши собственные труды и усилия к получению и сохранению ее.

Никто не может стать христианином и спастись так сказать автоматически, как какая-то бездушная пешка, без проявления своей доброй воли и собственных трудов и усилий.

Таково, вопреки извращенному лжеучению разных сектантов, ясное учение Слова Божия о спасении — таково учение нашей Св. Православной Церкви, ни в чем не отступающей от учения Слова Божия.

Отсюда и явствует безусловная необходимость тех трудов и подвигов — того «аскетизма», который так характерен для истинного христианства — Святой Православной Веры.

Так ясно и убедительно говорит о необходимости этого аскетизма св. Апостол Павел в своем 1-ом послании к Коринфянам, употребляя хорошо знакомое им образное сравнение христианского аскетизма с тренировкой тех, которые участвуют в спортивных состязаниях (Коринф славился своими «истмийскими играми»): «не знаете ли, что бегущие на ристалище бегут все, но один получает награду? Так бегите, чтобы получить. Все подвижники воздерживаются от всего: те для получения венца тленнаго, а мы — нетленнаго. И потому я бегу не так, как на неверное, бьюсь не так, чтобы только бить воздух, но усмиряю и порабощаю тело мое, дабы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным» (I Кор. 9, 24-27).

Вот ясное законоположение христианского аскетизма, который состоит в упражнении в подвиге воздержания!

Зачем нужен этот подвиг воздержания?

И это разъясняет нам тот же. св. ап. Павел в другом своем послании: «ибо плоть желает противнаго духу, а дух — противнаго плоти: они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы» (Галат. 5, 17).

Дабы получить спасающую нас благодать Божию, необходимо жить по духу: надо плоть свою подчинить велениям духа, чтобы дух в нас господствовал, а не плоть, потому что «помышления плотския суть смерть, а помышления духовныя — жизнь и мир, потому что плотския помышления суть вражда против Бога, ибо закону Божию не покоряются, да и не могут». «Посему живущие по плоти Богу угодить не могут» (Римл. 8, 6-8), а следовательно — не могут быть истинными христианами, не могут получить благодать Божию, не могут спастись.

Вот почему в Церкви Христовой — конечно, истинной Церкви — и установлены посты, чтобы смирить плоть и подчинить ее духу, и среди них самый важный и главнейший — Великий Пост, который служит нам к достойной подготовке нас к празднованию величайшего нашего христианского праздника — Светлого Воскресения Христова.

Великий пост ведет свое начало от самых апостольских времен и продолжается 40 дней по примеру поста Самого Господа Иисуса Христа, которым Он постился перед выходом на Свое общественное служение человеческому роду (Матф. 4, 2). К этим сорока дням прибавляется еще пост Страстной седмицы в воспоминание спасительных для нас страстей Христовых.

69-ое Апостольское правило гласит: «Аще кто, епископ, или пресвитер, или диакон, или иподиакон, или чтец, или певец, не постится во Святую Четыредесятницу пред Пасхою, или в среду, или в пяток, кроме препятствия от немощи телесныя, да будет извержен. Аще же мiрянин, да будет отлучен».

Страницы