16 Окт 2013

Свято-Скорбященский Старобельский женский монастырь.

(Дополнительные фото в фотогалерее сайта).

С древних времен боголюбивые христиане, которые хотели в точности исполнять заповеди Христовы, удалялись от мира в уединенные места. Там, в посте и молитве, они проводили жизнь, очищая душу и сердце от греховных приражений, непрестанно борясь с духами злобы поднебесной. Много веков монашество является светильником для мира, потопляемого волнами страстного и суетного жития. Именно в иноческих обителях мог христианин часто видеть, каким он должен быть сам. Наши предки ревностно исполняли заповеди Христовы и многие, по возможности, старались подражать инокам. По свидетельству иностранных путешественников, в первой половине XVII в. жители Москвы проводили такую благочестивую жизнь, что ничем не отличались от монашествующих, кроме того, что имели семьи. Смирение, кротость, братолюбие, непрестанная молитва возводит монашествующих на высоту добродетели и делает сосудами благодати Святаго Духа. Исполнять две главные заповеди: любить Бога и ближних является главной целью монашества. Ради любви к Богу иноки оставляли мир и водворялись в обителях. А ради любви к ближним, они являли свою духовную помощь страждущему человечеству. Непрестанная молитва их, как некий покров, защищает от бедствий живущих на земле. Землю Святой Руси издревле украшали иноческие обители. И сколько душ христианских взошло в Царствие Небесное, благодаря именно этим обителям! И довольно печально в наше время слышать нелепое мнение о том, что Донбасс, а именно Луганская область, это безблагодатный край. Что здесь не было такого расцвета благочестия, как в других местах. Это совершенно неверно. Ещё в древние времена, на территории современной Луганской области процветала монашеская подвижническая жизнь. Доказательством этому являются пещеры, некогда служившие жилищем для иноков. В Сватовском районе, на том месте, где некогда находился Успенско-Серафимовский монастырь до сих пор есть пещеры древнего происхождения. По свидетельству очевидцев в этих меловых пещерах есть помещение, которое явно похоже на подземный храм. Кто и когда подвизался в них, сейчас уже неизвестно. И может не случайно, что именно на этом месте позже возник женский монастырь. В советское время вход в пещеры был засыпан, и только через небольшое отверстие можно в них проникнуть. Еще пещеры есть в Новопсковском районе. Как указывается в дореволюционных изданиях, здесь в XVIII веке жили монашествующие, в пещерном храме совершались службы. Но из-за притеснений местных властей иноки вынуждены были уйти с этого места. Сейчас эти пещеры в полном запустении. Эта книга является доказательством того, что Луганская область, это благодатнейший край. И только то, что никто не пытался делать исторических исследований о святых местах и подвижниках нашей области, и порождает нелепое мнение, что Луганская земля - безблагодатная. В ХIХ веке наш край украшали две многолюдные женские обители. Старейшим на Луганщине является женский монастырь во имя иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость», сохранившийся в небольшом уютном патриархальном городке Старобельске , расположившемся на живописных берегах речки Айдар.
Орудием всеблагого Промысла Божьего к открытию и устройству старобельской Скорбященской женской обители избрана благочестивая и богобоязненная женщина дворянского рода, вдова штабс-капитана Анна Ивановна Булич, женщина с характером спокойным, но и решительным, и твердою волею. Г-жа Булич, живя в том-же городе Старобельске, не имела в своих мыслях предпринять со своими ограниченными средствами столь великое дело, как устройство общины и, побуждаемая чувством к христианской благотворительности, она решилась открыть скромное заведение - богадельню для сирот и престарелых вдов. С этой целью Анна Ивановна в 1845 году продала все свое движимое и часть недвижимого имущества и на вырученные деньги в 1849 году приобрела у губернского секретаря Михаила Рудича и его дочери Марии Донченковой на южной окраине города усадебное место до трех десятин, с построенными на нем деревянным домом, флигелем и другими хозяйственными постройками, бывшими в ветхом состоянии. При усадьбе имелись фруктовый сад и огород.
Незначительное число лиц, поступивших сначала в это заведение, и не имея ввиду желающих впоследствии поступать в оное, заставило г-жу Булич изменить свое намерение и вместо богадельни открыть приют для детей женского пола, бесприютных сирот и самобеднейших родителей - духовного звания, о разрешении чего и обратилась с прошением к епархиальному начальству, и в тоже время приступила к приспособлению к устройству приюта своих построек. С этой целью внутреннее расположение дома изменено, устроена на нем железная крыша и вся усадьба со всеми постройками переданы в духовное ведомство. Это было в 1849 году.
Настоящая подвижница веры, А.И.Булич всю свою жизнь посвятила беззаветному служению Богу и ближним. Большое внимание она уделяла духовному окормлению своих воспитанниц, поэтому и была обеспокоена тем, что девочки лишены были возможности регулярного посещения храма Божия, ввиду удаленности приюта от Покровского собора и кладбищенской церкви. Это обстоятельство и заставило ее просить разрешения на устроение молитвенного дома, где можно было бы совершать всенощные службы, а по воскресеньям и праздничные дни - часы. 12 сентября 1851 года от Харьковского епископа, Преосвященного Филарета, было получено разрешение на устройство в большой зале купленного дома молитвенного помещения. Впоследствии оно было перестроено в деревянную домовую церковь, с престолом в честь иконы Пресвятой Богородицы, именуемой «Всех скорбящих Радость» , которую торжественно освятил в том же году местный благочинный.

Страницы