13 Сен 2017


СВЯТАЯ РУСЬ И РУССКОЕ ГОСУДАРСТВО



П. С. ЛОПУХИН


Автор этой замечательной статьи сыграл заметную роль в создании Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ), организации учебных заведений и общественных русских организаций. Был участником кружка преподобного Серафима Саровского (в 1925 г. преобразованого в братство преп. Серафима Саровского), созданного церковными представителями русского студенчества в Белграде в перые годы эмиграции. Петр Сергеевич был одним из наиболее деятельных членов этого братства и долголетним его председателем. В Белграде был членом «близкого круга» Митрополита Антония (Храповицкого). С 1935 г. служил в канцелярии Архиерейского Синода РПЦЗ, после войны секретарем Западно-Европейской епархии Архиепископа свт. Иоанна (Максимовича). – Ред.
Каждый народ имеет свои дарования, определяющие характер его стремлений, интересов и жизни, согласно которым народы сознают и называют себя. Так, по стремлению к силе и богатству, назвала себя "Великая" Британия, "Учёная" Германия, и "La Belle" France назвала себя по любви к изяществу и красоте.
Русский народ, особо одарённый религиозно, НАЗВАЛ СЕБЯ - по особой любви к святости - "Святая Русь".
Это удивительное историческое событие.
"Святая Русь" - это национальная жизнь народа, признающего смысл и радость жизни в приобщении Богу. Это - народ, выше всего почитающий святость, которая и есть приобщение Богу, природнение к Ему. Как часто в исторической жизни люди ненавидели праведников, убивали их; пророка Исайю перепилили деревянной пилой за то, что в стремлении к святости смысл и правда и радость жизни. И только в этом. И как прекрасен образ старика, пришедшего за несколько тысяч километров из Сибири, чтобы немного побыть с Преподобным Серафимом.
"Святая Русь" не есть жизнь святого народа: история Русского Народа есть сказание о его грехах; но не только о них. ОСНОВНОЙ ЧЕРТОЙ ЕГО, опредилившей и давшей право на имя "Святой Руси", БЫЛА И ЕСТЬ - ВЕРНОСТЬ ПРАВДЕ: ЧЕЛОВЕК СВЯТОЙ РУСИ ГРЕШИТ, НО НЕ ЛЖЁТ, и потому знает, куда и к чему надо возвращаться, когда согрешил и упал. Верность правде — самая существенная и дорогая черта человека Святой Руси, воспетая Достоевским и она критерий Русскости.
Святая Русь именно есть русская национальная жизнь, её характер и настроение, внутренняя жизнь, а не внешняя, не формы жизни, и потому отнюдь не надо представлять себе Святую Русь только и непременно в одеждах того или иного исторического периода. Нет, она может быть во всех одеждах.
НЕ НАДО СМЕШИВАТЬ СВЯТУЮ РУСЬ С РУССКИМ ГОСУДАРСТВОМ: они созвучны, но это явление разного порядка: одна есть стихийная жизнь, определяемая верой, взглядами, вкусами, настроением, а другое - есть плод сознательной и целеустремлённой деятельности человека. И та и другое есть общественная жизнь людей, но одна руководится стихийной силой, другое сознательной силой власти.
Мы никогда не говорили "Святая Русь" - как государство, но "Святая Русь" - как народная, национальная жизнь. Мы не знаем "священного государства" и не говорим, как католики, "Священная Империя" - ибо у нас священных форм государственной жизни: У НАС НЕТ ДОГМАТА О ГОСУДАРСТВЕ [1].
Во всех Евангелиях нет ни слова об этом. После Ветхого Завета, когда вся социальная жизнь, все нормы уголовного и гражданского права были религиозно санкционированы, поразительно Евангельское умолчание об этих, так остро интересующих людей предметах и вопросах общественной жизни. В Евангелии на эту тему есть только одна фраза: "воздавайте Кесарю-кесарево", т.е. живите государственно, но как, в каких формах, на каких принципах строить государство и государственную власть, - об этом нет ни слова.
Христианством дан смысл жизни - приобщение к Богу. Это единственная спасительная цель и все, вся жизнь должна подчиняться этому. Но если "вся", то значит и государственная жизнь.
Христианство не ставит человеку цели построения совершенного государства или социального строя, или ещё каких-либо целей в плоскости культуры. Всё это имеет значение второстепенное, служебное и относительное - поскольку это служит главной и единственной цели.
Христианство обращает внимание человека во внутрь, ибо там совершается приобщение Богу и Царству Божию. "Царство Божие" на земле не должно мыслиться во внешних, ему присущих, "священных" формах: Царство Божие не приходит "приметным образом". "И не скажут: вот, оно здесь, или: вот там. Ибо вот, - Царствие Божие внутри вас есть". (Лк. XVII, 20-21).
Евангелие освобождает человека от "священных", обязательных для него, форм жизни. Оно призывает его к свободе, зовёт всю жизнь свободно подчинить исканию Царства Божьего. Оно как бы говорит человеку: "Нет указанных форм жизни, всё позволено, но не всё полезно".
И МЫ СТАВИМ СЕБЕ ВОПРОС, КАК БУДЕТ СТРОИТЬ СВОЮ ГОСУДАРСТВЕННУЮ ЖИЗНЬ ПРИЗВАННЫЙ К СВОБОДЕ СЫН СВЯТОЙ РУСИ?
Смысл жизни, путь спасения ему ясен. От государства он может и должен требовать УСЛОВИЙ для возможности бесприпятственно жить христианством осмысленной жизнью.
Царство Божие, Божественная жизнь на земле, может существовать на земле при всех условиях и нельзя внешними мирами и государственными порядками не допустить до человека Благодать Божию. Но условиями жизни можно до крайности затруднить человеку возможность её усвоения.
На человека влияет среда, нравственная обстановка: мы зависим друг от друга и влияем на окружающих. Можно создать такие отношения, такую обстановку или воздух общественной жизни, что в них жить до крайности тяжело. В каждом государстве, как в доме или семье, есть свой дух. Вот почему для христианина не только не безразлично, но имеет огромное значение устроение государственной жизни, её цели, основы, "философия права" государства, определяющая направление, характер и дух жизни, наших отношений друг с другом, нашей общественной жизни.

Страницы