20 Дек 2014
Священномученик Николай (Голубев), Епископ Кинешемский

Епископ Николай (в миру Владимир Иванович Голубев) родился в 1862 в селе Фролы Галичского уезда Костромской губернии (ныне Ивановская область). Учился в Костромской Духовной семинарии. Став священником, долгое время служил в храме села Ширяево Семёновского уезда Костромской губернии. После революции 1917 о.Владимир ушёл за штат, но через год вернулся к служению и организовал приход в селе Ново-Спасском, где его стараниями был построен небольшой храм. В 1920 он перешёл служить в село Загорье Кинешемского уезда и здесь в течение двух лет занимался организацией прихода и строительством храма.

В Кинешме о.Владимир познакомился с Еп.Василием (Преображенским), который пригласил его служить в Вознесенскую церковь. Еп.Василий высоко ценил твёрдость в вере и рассудительность о.Владимира.

В Ширяеве о.Владимир построил домашнюю церковь, и Владыка Василий после возвращения из ссылки освятил её. По-видимому, тогда же о.Владимир принял монашество с именем Николай.

В октябре 1926 о.Николай поехал в Нижний Новгород и здесь встретился с митр.Сергием (Страгородским). Тот предложил ему принять сан епископа.

— У меня слабое здоровье, — ответил священник, — и я не справлюсь со всеми обязанностями.

— Ничего, — сказал Сергий, — в Ветлуге епархия небольшая, и вы справитесь. Отец Николай согласился, и через несколько дней в Крестовоздвиженском монастыре состоялось его посвящение во епископа Ветлужского. В хиротонии участвовал и Еп.Василий (Преображенский).

Еп.Николай отличался милосердием и простотой и, насколько мог, помогал местным жителям. Однажды к нему подошла бедная женщина из села Ширяева и попросила помощи. У Владыки не было денег, он снял рясу и, отдавая, сказал:

— Возьми её и продай, а вырученные деньги употреби на свою нужду.
Вл.Николай. Домашний храм (сзади) и слева вход в пещеру

К декларации митр.Сергия Еп.Николай отнёсся резко отрицательно и подал прошение митр.Сергию с просьбой уволить его за штат по состоянию здоровья. 2 февраля 1928 его прошение было удовлетворено. Теперь Владыка совершенно предался служению в своей домовой церкви в селе. На его службы в маленький домик в лесу собиралось до трёхсот человек. Вблизи домика была выкопана пещера, в которой имели возможность останавливаться и многочисленные богомольцы.

Появление в феврале 1928 письма ярославских архиереев обнадёжило Владыку и вселило надежду на организацию авторитетной оппозиции митр.Сергию. Он стал приглашать к себе священников Кинешемского викариатства и объяснять им неправоту декларации. Священники проявляли осторожность и не спешили присоединиться к епископу. Многие хотели глубже разобраться в происходящем, а кое-кто и вообще уклонился от встречи с епископом, видя, что он настроен решительно. В начале лета 1929 Еп.Николай поехал в Петербург к Еп. Гдовскому Дмитрию (Любимову), и 18 июня получил от него документ о своём принятии в молитвенное и каноническое общение и назначение на Кинешемскую кафедру. По возвращении в село, он стал вызывать письмами и через гонцов духовенство Кинешемского викариатства и, кто приезжал, тех уговаривал отойти от митр.Сергия и присоединиться к нему и Вл.Дмитрию. Он говорил им, что надо отделяться от митр.Сергия, потому что тот занялся политической деятельностью, признал советскую власть, а это грех. Поминовение за богослужением советской власти — это оскорбление для христианина. Верующие не могут воссылать Богу молитву благодарения за власть, разрушающую храмы, гонительницу религии. Таким образом, к Вл.Николаю (а в иных случаях он прибегал и к мерам церковного прещения), присоединились пять священников и диакон.

Одним из страшных порождений нового времени было создание сети секретных осведомителей. Неутомимо и неумолимо работали доносчики. В доносах почти не было правды, но арест, обвинение и осуждение целиком основывались на этих данных. Весной и летом 1929 ОГПУ занялось агентурной разработкой под условным названием «Дмитриевцы» (епископы, священники и миряне, единомышленные с Еп. Гдовским Дмитрием). Полномочные представители секретных отделов ОГПУ писали по-своему историю Церкви, чтобы обосновать как можно больше арестов. Так в своём обзоре деятельности церковнослужителей представитель ОГПУ по Ивановской области Соколов писал:

Наиболее сильной группой, имеющей всероссийское значение, являлась ярославская группа, возглавляемая митрополитом Агафангелом... несмотря на то, что лидер этой оппозиции, митрополит Агафангел, умер... оставшиеся продолжают держаться того же принципа. В настоящий момент по-прежнему наиболее влиятельной и крепкосколоченной является группа духовенства, возглавляемая архиепископом Варлаамом... Второй по удельному весу выявлена аналогичная группа... Эту группу возглавляет епископ Николай... На основании изложенного и принимая во внимание возросшую активность церковников... полагал бы собранные разработкой материалы реализовать следствием, предварительно произведя обыски и аресты.

И далее приводился список имён двадцати пяти человек, активных деятелей оппозиции. Указывалось там и на отрицательное отношение Вл.Николая к декларации.

7 сентября 1929 все истинно-православные священнослужители Кинешемского района были арестованы. При обыске почти у всех из них были изъяты тексты отречений:

Я, нижеподписавшийся, убедившись в отступлении от духа Православного христианства митрополита Сергия, прерываю с ним всякое духовное общение и вступаю в таковое с Церковью, управляемою митрополитами Петром и Иосифом. Желаю состоять со вверенною мне паствою под духовным руководством епископа Николая.

В ночь на 9 сентября ГПУ арестовало и Вл.Николая. В тот же день состоялся допрос. Епископ подтвердил, что совершенно не разделяет взгляды на взаимоотношение Церкви и государства, выраженные в декларации митр.Сергия.

Страницы