11 Фев 2019


Священникъ Владиміръ Левашевъ – Святость жизни и чудотворенія – главнѣйшія основанія канонизаціи святыхъ.


Имена всѣхъ святыхъ, отъ вѣка угодившихъ Господу Богу, вѣдомы Ему единому. Но многихъ изъ нихъ Онъ явилъ и являетъ міру, какъ молитвенниковъ нашихъ н заступниковъ. Много святыхъ, которыхъ милосердіемъ Божіимъ явлены намъ только имена, но не сохранилось никакихъ останковъ. Много такихъ, отъ которыхъ сохранились нѣкоторыя части тѣла, или даже только кости. Много и такихъ, тѣла которыхъ почиваютъ въ совершенномъ нетлѣніи, т.-е. неразрушенныя и неповрежденныя. Отсюда явствуетъ, что Православною Церковью по изволенію Божію причислены къ лику святыхъ не только тѣ мужи и жены, тѣла которыхъ сохранились въ совершенномъ нетлѣніи, но и тѣ, отъ которыхъ сохранились только части тѣла, кости, или даже только имена. Слѣдовательно, должны быть и еще основанія для признанія святости угодниковъ Божіихъ, а не одно только нетлѣніе ихъ тѣла.

Какія же эти основанія?

Первѣе всего святая жизнь угодника. Это главное и существенное начало прославленія праведника. Святая живнь человѣка дѣлаетъ его угоднымъ Богу, причастникомъ святыни и общинномъ сокровенной славы Его. По звавшему вы святому и сами святи во всемъ житіи будите: зане писано есть: святи будите, якоже Азъ святъ есмъ (1 Петр. 1, 15. 16). Будите совершены, якоже Отецъ вашъ небесный совершенъ есть (Mѳ. 5, 48). Восходя отъ славы въ славѣ, отъ совершенства къ совершенству, праведникъ еще при жизни дѣлается достойнымъ сосудомъ благодати Божіей, которая изобильно проявляется въ различныхъ знаменіяхъ и чудесахъ, еще при жизни праведнаго, а также и по смерти его. Посему эти знаменія и чудеса – второе основаніе, по которому Православная Церковь причисляетъ того или иного угодника Божія къ лику святыхъ.

Нетлѣніе же тѣла само по себѣ не можетъ служить основаніемъ канонизаціи святого, т.-е. причисленія его въ лику святыхъ, если не соединяется со святостью жизни и чудотвореніями. Оно составляетъ чудо, но лишь дополнительное къ тѣмъ чудесамъ и знаменіямъ, которыя творятся прославляемымъ святымъ. (Ист. канонизаціи святыхъ въ Р. Церкви, Голубинск.).

Обратившись къ исторіи канонизаціи святыхъ, мы можемъ видѣть, что Православная Церковь никогда не причисляла въ лику святыхъ ни одного человѣка по одному только тому, что тѣло этого человѣка, спустя иногда даже продолжительное время послѣ его смерти, оказывалось нетлѣннымъ. А, дѣйствительно, встрѣчались и встрѣчаются тѣла нѣкоторыхъ усопшихъ сохранившимися въ нетлѣннонъ видѣ, но они никогда не признавались и не признаются за св. мощи, потому что не было и нѣтъ чрезъ нихъ чудесъ и другихъ знаменій. Намъ нѣтъ нужды приводить здѣсь всѣ такіе случаи; остановимъ свое вниманіе только на нѣкоторыхъ. Въ августѣ 1479 года обрѣтено было нетдѣннымъ тѣло митрополита Филиппа I-го, скончавшагося 6 лѣгъ и 5 мѣс. тому назадъ. Но чудотвореній и никакихъ иныхъ знаменій отъ него не послѣдовало; почему оно по прошествіи 12 дней снова было предано землѣ. (№ 12 Церк. Вѣд. 1903 г.).

Сохраняются въ нетлѣніи тѣла Іосафа Горленко, епископа Бѣлгородскаго, скончавшагося въ 1754 г., Павла Конюскевича, бывшаго митрополита Тобольскаго, скончавшагося на покоѣ въ Кіево-Печерской Лаврѣ въ 1770 году. Но по одному только тому, что тѣла ихъ сохранились нетлѣнными, они еще не причислены къ лику святыхъ. (ib)[1].

Съ другой стороны отъ нѣкоторыхъ угодниковъ сохранились только части тѣла, кости, а отъ иныхъ не сохранилось и этого. И однако, они причислены въ лику святыхъ. Такъ, въ Велпкой Печерской церкви, въ Кіевѣ, стоитъ ковчегъ съ указательнымъ перстомъ св. первомученика Стефана архидіакона. Тамъ же находится кенотафіа съ частицами св. мощей нѣкоторыхъ пророковъ, апостоловъ, святителей и мучениковъ, коихъ всѣхъ именъ насчитывается болѣе 60. И, вообще, о всѣхъ мощахъ печерскихъ святыхъ должно сказать; что одни изъ нихъ – тѣла совершенно нетлѣнныя, а другія – только кости.

Кромѣ того, сколько святыхъ, которыхъ мы знаемъ только имена а объ останкахъ которыхъ намъ ничего не извѣстно?! Митрополитъ Московскій Филаретъ въ одномъ изъ своихъ писемъ говоритъ: «мало ли святыхъ, которыхъ мощи совсѣмъ не открыты и которымъ поютъ молебны?».

Наконецъ, нѣкоторые изъ чтимыхъ нами святыхъ были прославлены до открытія ихъ мощей, нѣкоторые, напротивъ, спустя иногда и очень продолжительное время, послѣ открытія ихъ мощей. Св. Благовѣрный Князь Михаилъ Ярославовичъ Тверской причисленъ къ лику святыхъ въ 1549 году; а св. мощи его обрѣтены нетлѣнными въ 1632 году, то-есть спустя болѣе 80 лѣтъ, и нынѣ открыто почиваютъ въ Тверскомъ каѳедральномъ соборѣ. Св. мощи святителя московскаго Петра открыты спустя 133 года послѣ установленія общаго празднованіи ему. А мощи св. князя Всеволода Новгородскаго (сына Мстислава Владиміровича) въ св. крещеніи Гавріила обрѣтены были 27 ноября 1192 года, а канонизованъ или причисленъ къ лику святыхъ въ 1549 г.

Во всѣхъ этихъ случаяхъ можно привести множество примѣровъ; но мы ограничимся указанными.

Итакъ, все вышеизложенное должно убѣдить каждаго изъ насъ въ томъ, что святою Православною Церковью при канонизаціи, или при прославленіи того или иного угодника Божія принималось и принимается во вниманіе и разсужденіе прежде всего святость жизни прославляемаго и разныя знаменія и чудеса. Нетдѣніе же тѣла, когда оно при этомъ оказывалось, принималось Церковью какъ чудо дополнительное, принималось съ особеннымъ умиленнымъ и благодарнымъ чувствомъ въ Господу Богу, но непремѣнно при наличности первыхъ двухъ основаній, т.-е. святости жизни прославляемаго и чудотвореній.

Страницы