21 Ноя 2019


СОБОРЪ СВ. АРХИСТРАТИГА МИХАИЛА И ПРОЧИХЪ СИЛЪ БЕЗПЛОТНЫХЪ.


Со вниманіемъ поклоняющіеся св. иконѣ прославляемаго нынѣ Архистратига небесныхъ силъ Архангела Михаила видѣли, что верховный небожитель изображенъ въ грозномъ, воинственномъ видѣ: на главѣ его боевой шлемъ, въ правой рукѣ огненный мечъ, въ лѣвой – копье, украшенное бѣлымъ знаменіемъ и увѣнчанное крестомъ, подъ ногами – поражаемый копьемъ драконъ или змій.

Что же это значитъ? неужели на небѣ, какъ и на землѣ, нельзя обойтись безъ меча и копья, – безъ оружія защиты и нападенія? неужели престолъ небеснаго Царя, какъ и престолъ царя земного, нуждается въ охранѣ, а ангелы небесные созданы для войны, для сраженія?..

Для уразумѣнія смысла св. изображенія со вниманіемъ выслушаемъ повѣствованіе о жизни ангеловъ, насколько эта жизнь извѣстна намъ изъ Священнаго Писанія и ученія богоносныхъ отцевъ и учителей Церкви.

По ученію Св. Писанія и св. отецъ, міръ ангельскій, міръ духовъ безплотныхъ былъ созданъ Богомъ еще прежде видимаго міра. Во время творенія видимаго міра ангелы уже прославляли благость, премудрость и всемогущество Божіи, явленныя Имъ въ твореніи. «Егда сотворены быша звѣзды, восхвалиша Мя гласомъ веліимъ вси ангели мои», говоритъ о Себѣ Господь въ кн. Іова (38 гл.). Всѣ ангелы сотворены были добрыми и предназначены къ единогласному славословію Вседержителя и вѣчному блаженству. Но и среди нихъ появились – зло, вражда и раздѣленіе. Виновникомъ ихъ явился одинъ изъ высшихъ небесныхъ духовъ. Нынѣ называемый сатаною или діаволомъ, первый падшій духъ нѣкогда назывался Люциферомъ, т. е. свѣтоноснымъ по преимуществу, былъ совершеннѣйшимъ существомъ изъ духовныхъ твореній Божіихъ. Онъ возгордился своимъ величіемъ, впавъ въ самолюбіе, гордость, возсталъ противъ Бога и увлекъ за собою множество низшихъ небесныхъ духовъ.

Тогда-то одинъ изъ высшихъ ангеловъ, по имени Михаилъ, какъ вѣрный служитель Божій, собравъ ангельскіе лики, непослѣдовавшіе за падшими духами, сказалъ: «вонмемъ, станемъ добрѣ предъ сотворившимъ ны и не помыслимъ противнаго Богу. Тако, ко всему ангельскому собору глаголя, нача яко на первомъ мѣстѣ стояй, съ серафимы и херувимы и со всѣми небесными чинами славити пресвятую, единосущную и нераздѣльную Троицу; Единому Богу торжественно и согласно пѣснь поюще: святъ, святъ, святъ Господь Саваоѳъ, исполнь небо и земля славы Твоея» (Прологъ и Чет.-Мин. 8 ноябр.). И была война на небѣ; воевали Михаилъ и ангелы его противъ дракона; и низверженъ былъ драконъ, древній змій, называемый діаволомъ и сатаною, съ неба и ангелы его низвержены были съ нимъ (см. Апок. XII, 7-9).

Вотъ почему въ рукахъ Михаила – мечъ и копье, а подъ ногами – пораженный имъ драконъ или древній змій. Отсюда произошло и названіе Михаила – Архистратигомъ, что значитъ – началовождь, или главный вождь небесныхъ силъ въ борьбѣ противъ духовъ злобы: «Архистратигъ силы Господней» (Нав. V, 14), «одинъ отъ старѣйшинъ первыхъ, князь великій» (Дан. X, 13, 21; XII, 1) какъ называетъ его Св. Писаніе. Изъ разсказаннаго событія понятнымъ является и названіе настоящаго праздника: «соборъ св. Архистратига Михаила и прочихъ силъ безплотныхъ». Названіе это выражаетъ единомысліе, согласіе небесныхъ духовъ, съ какимъ они прославляютъ св. Троицу и противостоятъ злымъ духамъ.

Низверженные съ неба, духи злобы стали сѣять зло на землѣ; безсильные на небѣ противъ Бога, со всею злобою устремились они противъ добраго созданія Его – немощнаго человѣка, поселеннаго на землѣ. Пораженіе первыхъ людей Адама и Евы было первымъ злымъ дѣломъ падшихъ духовъ на землѣ. Діаволъ завидовалъ блаженству первыхъ людей въ раю и преклонилъ ихъ на зло; хитростію прельстилъ онъ Еву, возбудивъ въ ней гордое желаніе быть наравнѣ съ Богомъ, чего прежде самъ хотѣлъ и за что былъ низверженъ съ неба, а чрезъ Еву соблазнилъ и мужа ея Адама. Съ тѣхъ поръ злые духи являются виновниками всякаго нечестія на землѣ, не переставая каждаго изъ людей всевозможными мѣрами склонять ко злу и погублять ихъ души. Діаволъ, по слову Св. Писанія, «яко левъ рыкая ходитъ, искій кого поглотити» (1 Петр. 5, 8). Онъ посѣваетъ среди людей плевелы, т. е. нечистыя ученія, ереси и расколы, возбуждаетъ грѣховныя мысли, возжигаетъ нечистыя пожеланія и страсти; благочестивыхъ людей, по попущенію Божію, искушаетъ бѣдствіями и страданіями, клевещетъ на нихъ предъ Богомъ, какъ это, напр., было съ Іовомъ; въ великихъ грѣшниковъ вселяется самъ и мучитъ ихъ нескончаемыми муками, какъ видимъ изъ примѣра бѣсноватыхъ. Злоба сатаны на людей особенно усилится предъ скончаніемъ міра, въ послѣдніе дни его власти на землѣ. Тогда, по дѣйствію сатаны, возстанетъ антихристъ, который будетъ творить ложныя знаменія и чудеса, прельщать ими людей, отклоняя ихъ отъ добра и истины и увлекая въ пучину зла и неправды (2 Сол. 2, 9-11). «Горе (тогда) живущимъ на землѣ и на морѣ!» говоритъ Писаніе: діаволъ, зная, что ему не много остается времени, будетъ дѣйствовать тогда въ сильнѣйшей ярости (Апок. 12, 12-13)...

Итакъ, въ продолженіе всей земной жизни человѣчества, отъ начала міра и до скончанія вѣка, человѣкъ подверженъ нападеніямъ и искушеніямъ отъ духовъ злобы. Трудна и даже невозможна была бы жизнь человѣка на землѣ, если бы немощный человѣкъ былъ предоставленъ въ этой борьбѣ только одному себѣ, однимъ своимъ собственнымъ силамъ. Злые духи погубили бы его въ конецъ, если бы не было помощи Божіей человѣку чрезъ ангеловъ добрыхъ, посылаемыхъ Господомъ на служеніе людямъ. Сонмы добрыхъ небесныхъ духовъ, во главѣ съ св. Архистратигомъ Михаиломъ, представляютъ собою надежное воинство, противостоящее духамъ злобы, надежный оплотъ для человѣчества: добрые ангелы ослабляютъ силу дѣйствій и козней злыхъ духовъ противъ человѣка; со времени самаго паденія сатаны, Архангелъ Михаилъ и ангелы его ведутъ непрестанную борьбу съ древнимъ зміемъ, льстящимъ всю вселенную, и его ангелами (Апок. ХII, 7-9).

Страницы