04 Сен 2019


Слово Пространнейшее о вере



Святитель Афанасий Великий


1) Речение «бе» относится к Божеству Его; а выражение: «плоть бысть» – к человечеству. «Слово плоть бысть» (Ин. 1, 14), не разрешившись в плоть, но понесши на Себе плоть. Если сказать: «такой-то был стар», то это не значит, что сначала родился он старым. Или если сказать: «заслуженный был воин», то не значит это, что и первоначально был таким же, каков стал впоследствии. Сказано: «аз Иоанн... бых во острове... Патмосе... в день недельный» (Апок 1, 9, 10). Это не значит, что там произошел на свет или родился Иоанн. Напротив того, сказал: «бых в Патмосе» – вместо: пришел в Патмос. Так, Слово снизошло в плоть, что и выражено этим изречением: «Слово плоть бысть». Слушай того, кто говорит: «бых яко сосуд погублен» (Псал. 30, 13); и: «бых яко человек без помощи, в мертвых свободь» (Псал. 87, 5, 6).

2) Человек или Бог – воскрешен из мертвых? Лучше нас ведая сие, апостол Петр толкует и говорит: "снемше Его с древа, положиша во гробе. Бог же воскреси Его от мертвых» (Деян. 13:29–30). Снято же с древа, положено во гроб и погребено Иосифом Аримафейским мертвое Иисусово тело; его-то и воскресило Слово, изрекшее: «разорите церковь сию, и треми денми воздвигну ю» (Иоан. 2, 19). Ибо Животворящий всех мертвых оживотворил и воспринятого Им на Себя человека от Марии, Христа Иисуса. И если, быв на кресте, воздвиг задолго прежде истлевшие мертвые тела святых, то тем паче мог воздвигнуть тело, которое носил на Себе Сам присноживущий Бог Слово, как говорит Павел: «живо бо Слово Божие, и действенно» (Евр. 4, 12).

3) Жизнь не может умереть, а паче – сама животворит мертвых. Итак, по Божеству от Отца Господь – источник жизни; а умер, паче же – и воскрешен из мертвых, Человек, сущий от Девы Марии, Который и ходатайствует о нас и Которого ради нас восприяло на Себя Божество Слова. Потому писанное: «в начале бе Слово» (Ин. 1, 1), – явно обозначает Божество; а сказанное: «Слово плоть бысть» (Ин. 1, 14), – указывает на человечество Господне.

4) Лазарь умер от болезни; Господень же Человек умер не невольно и не от болезни. Напротив того, Сам исшел на домостроительство смерти, укрепляемый вселившимся в Нем Богом Словом, рекшим: «никтоже возмет душу Мою от Мене, но Аз полагаю ю о Себе. Область имам положити ю, и область имам... прияти ю» (Иоан. 10, 18). Почему Божество Сына и полагает и приемлет душу человека, которого понес Он на Себе, потому что восприял Он целого человека, чтобы и оживотворить целого же человека, а с ним и мертвых.

5) Сам как Всемогущий и Зиждитель всяческих приуготовляет Себе в Деве храм – тело и усвояет Себе его как орудие, в нем вселяясь и в нем давая познавать Себя. Для сего-то приемлет на Себя тело, которое может умереть, чтобы, став причастным Бога Слова, за всех довлело оно смерти и ради вселившегося в нем Слова пребыло нетленным.

6) Над всеми сущее Божие Слово, во искупительную за всех жертву принеся храм Свой и телесное свое орудие, по всей справедливости воздало долг повинных смерти; и нетленный Божий Сын как всем соприсущий по подобию с нами справедливо облек всех в нетление обетованием воскресения. То самое тление, которое по человечеству вносится смертью, не имеет уже места в людях по причине Слова, Которое чрез единое тело вселилось и в них. Как по вшествии великого Царя в какой-либо большой город и по вселении его в одном из домов градских город сей удостаивается великой чести, и не тревожит уже его ни враг какой, ни хищник, но ради Царя, вселившегося в одном из домов его, прилагается о нем всякое попечение, – так разумей и о нашем Спасителе. По пришествии Его в страну нашу и по вселении Его в одном из подобных нашим тел прекращено уже всякое злоумышление на человека.

7) Не заключился Он в теле и не так был в нем, чтобы не был уже инде; и тело приводил Он в движение, но и все прочее не было лишено Его промышления; а что всего непостижимее, Он как Слово не был ничем содержим, но паче – Сам всё содержал. По снисшествии Слова в тело оно уже не подлежало истлению, что свойственно было естеству его, но ради вселившегося в нем Божия Слова стало вне тления. Тело удобостраждущее, хотя и пострадало, как сообразно это было с естеством тела, однако же от вселившегося в нем Слова прияло и свойство нетления.

8) Сам Божий Сын бессмертным и нетленным явил тело, в продолжение трех дней бывшее мертвым. И явно стало для всех, что не по немощи естества вселившегося Слова умерло тело, но чтобы силою Спасителя уничтожена была в нем смерть.

9) Какой долженствовал быть конец тела по снисшествии в него Слова? Не могло оно не умереть как смертное и за всех приносимое на смерть, на что и уготовал его Спаситель. Но невозможно ему было и оставаться мертвым, потому что сделалось оно храмом жизни. Посему-то, хотя умерло тело как смертное, однако же ожило по причине сущей в нем жизни.

10) Что невероятного утверждаем, говоря: поелику человечество впало в заблуждение, то Слово, вселившись в нем, явилось человеком, чтобы Своим кормилоправлением и своею благостью спасти обуреваемое человечество?..

11) Дело души – рассматривать мыслью то, что внутри ее тела, а не на то обращать свою деятельность, что вне ее тела, или не то приводить в движение своим присутствием, что далеко от тела. И сего отдаленного человеку никак уже не привести в движение и не перенести с одного места на другое.

Если кто сидит у себя в доме и размышляет о том, что на небе, то через это не приводит он еще в движение солнца и не вращает неба. Напротив того, хотя видит то, что движется и происходит, но сам не в состоянии произвести сего. Не таково, конечно, Божие Слово в человеке; потому что не было связуемо телом, а паче – Само им обладало; а потому было Оно в теле, но было и во всем, было даже и вне всяческих, в едином Отце.

Страницы