30 Ноя 2019


Слово на Введение во храм Пресвятой Богородицы

*

Святитель Герман, патриарх Константинопольский


Вот опять другое торжество и рядостный праздник Матери Господа; вот выход непорочной Невесты; вот первое торжественное шествие Царицы; вот верный знак имеющей окружать Ее славы; вот начатки имеющей осенить Ее божественной благодати; вот яснейший признак преимущественной чистоты Ея. Ибо куда не часто, но однажды в каждый год входил священник для совершения таинственнаго служения, туда она приводится родителями своими для непрестаннаго пребывания в неприступном святилище благодати. Кто знает, что бы когда-нибудь было что-либо такое? Кто из современников или из предков видел или слышал, чтобы лице женскаго пола введено было внутрь святаго святых и жило и воспитывалось там, когда доступ туда едва позволен был даже мужескому полу? Не очевидное ли это доказательство, не явный ли признак, не поразительное ли указание на высокия и новыя дела, имевшия совершиться над Нею?

Дерзающие говорить против Нея и видящие как не видящие пусть покажут нам, где они видели когда-либо что-нибудь такое? Где они видели, чтобы девица обетованная и притом трехлетняя принесена была за третью завесу храма, как непорочный дар, для непрестаннаго обитания там, чтобы ее умоляли богатые из народа (Псал. 44, 13), торжественно сопровождали девы, вели в храм с светильниками, принимали согбенными руками священники и пророки? Как же это не захотели они уразуметь сего? Как, видя первое, не поверили последнему? Как, видев прежде на Ней новое и необычайное, стали отвергать совершившееся впоследствии?

Но предоставим мудрствующим иначе идти путем погибели и впадать в яму, которую сами вырыли себе. Мы же, особенный народ Божий, священники и начальники, миряне и иноки, рабы и свободные, ремесленники и земледельцы, садовники и рыбари, молодые и старые, мужи и жены, придем, поспешно приступим к Богородице и посмотрим на божественныя тайны, предначатыя на Ней промыслом Божиим: как Всесвятая приводится ныне родителями в храм Бога чрез Его священников; как Одушевленный Храм Господень помещается в храме неодушевленном; как пророк принимает Ее на руки свои и вносит в недоступное святилище, без всякаго негодования, и не говоря родителям Ея: «не сделаю этого, совершенно новаго, дела, и не введу Отроковицу в святое святых, чтобы она осталась и постоянно обитала там, куда мне самому узаконено входить только однажды в год». Пророк ничего не сказал такого; но, как предвидящий будущее, – ибо он был пророк, – без сомнения ожидал Ее, и, дождавшись, поспешно принимает Ее, как после него Симеон принял Ея Сына.

Потом, обняв отроковицу и держа ее в руках, он обратился к матери Ея как-бы с такими словами: «откуда ты, жена, родом? Какой ведешь ты образ жизни и с какою целию поступаешь ты так? Как ты, не имея примера, первая решилась на это новое и неслыханное дело – ввести Отроковицу в недоступное святилище, чтобы она и оставалась там? Скажи, какое у тебя намерение, и какое твое имя?»

Страницы