25 Фев 2017


Слова святителя Филарета(Вознесенского) перед началом Великого Поста.



Суббота Сыропустная: Святые отцы в постничестве просиявшие


   Теперь, когда совсем уже приблизился Великий пост, от которого нас отделяет только завтрашний день, Церковь Святая в последний субботний день перед Великим постом посвящает воспоминанию и прославлению всех святых отцов, в постничестве просиявших, т.е. всех великих аскетов, преподобных и богоносных отцов наших, которых так много было на протяжении всей церковной истории – всех их Церковь ныне вместе, купно, прославляет, а нам указывает на них, как на образец того, как нужно подвизаться в посте и молитвах.
   Они были подвижники, которые исполнили то, что читалось в сегодняшнем Евангелии, когда Господь говорит: «возьмите иго Мое на себя и научитесь от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем: и обрящете покой душам вашим» (Мф. 11:29). Они к Нему пришли и научились от Него и стали кроткие и смиренные сердцем и нашли покой душам своим, потому что иго Его благо и бремя Его легко.
   Пред нами пост. Примеры этого пощения разнообразные нам дают как раз великие подвижники и постники. И они по-разному постились.
   У Церкви есть устав определенный, но Церковь же говорит в одной своей книге: «праведнику правило не есть уставляти, сей не престает дело Бога прославляти», т.е. если человеку нужно молитвенное правило, определенный порядок, в совершении молитвословия, то праведнику это не нужно, потому что кто беспрестанно славит Бога, беспрестанно предстоит пред Ним, тот совершает гораздо больше того, что предписывает устав и порядок церковный. Так и у нас есть устав церковный о молитве, о посте. Но великие аскеты подвижники постились гораздо строже, чем указывает устав.
   Мы с вами знаем, например, про Преп. Паисия Великого, который подряд дважды постился по 40 дней, ничего не вкушая, а только подкрепляя себя принятием Святых Христовых Таинств. Это был редкий пример, а примеры пощения по целой неделе их очень много среди угодников Божиих. Многие в течение Седмицы не вкушали ничего и только в конце ее подкрепляли свои силы вкушением пищи. Но этого в своем уставе Церковь не указывает, этих чрезвычайных подвигов она не требует от нас, но призывает нас соблюдать пост в меру сил наших, применяясь к церковному уставу.
   Конечно, когда человек слаб, когда человек немощен, от него не требуется строгого поста. Пост имеет целью своею, в отношении физических сил человека, их обуздать и смирить, а если человек болен, и он уже от этого физически ослабел, то для чего ему делать то, что уже болезнь сделала? Один великий подвижник был строгим аскетом, но когда заболел, то смягчил образ жизни своей. Сосед его, такой же великий подвижник и постник, как он, увидевши это, спросил у него: «Что же ты это поблажки себе делаешь?» А он ему на это ответил: «Мы не научились у отцов наших телоубийцы быти, но страстоубийцы», т.е. наши подвиги и, в частности, строгое пощение, не имеют целью привести тело в состояние слабости, а только страсти ослабить. Святитель Василий Великий, который сам был образцом строгого подвижника и постника, говорил, что пост не должен человека делать слабым, бессильным, ибо если бы нужно и лучше для нас было бы быть слабосильными, то Господь нас такими бы и создал. А поскольку Он создал человека с известною крепостью сил телесных, то это – норма, только нужно человеку в послушании Церкви приучать себя к послушанию и, вместе с тем, подвигом постным смирять свою физическую природу, чтобы она не искушала его страстями и похотями. Поэтому, все подвижники говорят, что когда человека болезнь или что-либо ослабило, он всегда может убавить от своих подвигов, смягчить образ жизни, если он привык вообще поститься.
   Но в то же самое время, конечно, нужно помнить, что пост есть учреждение Церкви, установление Церкви, а Церковь не занимается пустяками, и если она установила пост, то христианин должен ее постановление принять с послушанием и благоговейно исполнять то, к чему Церковь призывает. Уж как-то мы здесь приводили пример из жизни преп. Серафима, который, однажды, прямо сказал, что кто постов не соблюдает, тот не христианин, кем бы он себя не считал и кем бы его другие не считали. Если он не слушается Церкви и не исполняет ее законоположений, то он не христианин. Преп. Серафим в этом своем утверждении целиком исходил из слов Своего Спасителя, ибо Господь Иисус Христос сказал: «если кто Церковь не слушает, то все равно, что язычник и мытарь» (Мф. 18:17), т.е. уже не христианин, не член Церкви.
   Если мы с вами оглянемся на окружающую жизнь и посмотрим как православные христиане, православные русские люди, в частности, относятся к посту, то вывод будет очень неутешительный! Много людей, которые не только не соблюдают поста, но и чуть не с насмешкой о нем отзываются и во всяком случае говорят, что это что-то такое устарелое, какой-то архаизм древности и что в наше время это совершенно ни к чему. И таким образом, сами себя подвергают церковному суду и к тому выводу, который сделал преп. Серафим, сказавший, повторяю, что не постящийся, не соблюдающий постов, уже христианином не является.