12 Ноя 2013


ЗАВЕТ СВЯТОГО ПАТРИАРХА


Епископ Григорий (Граббе)

В 1920 Ленин и его соумышленники могли похвастаться большими достижениями в своем гонении на Православную Церковь. Чтобы оценить его силуи значение нужно заглянуть в статьи и немногие книги, посвященные этому вопросу. Особо сильное впечатление производит сочинение Владимира Русака История Русской Церкви со времен основания до наших дней", вышедшая в 1993 г. До того, тоже большой и точный материал содержался в изданном "YMCA Press" в 1977 г. во Франции сочинении Льва Регельсона "Трагедия Русской Церкви 1917-1945 г.". Оно важно тем, что согласная с нами оценка церковной жизни в России была опубликована в неимеющем ничего общего с Зарубежной Церковью издательством и в те годы, когда Западный мир старательно закрывал глаза на старания Русской Церкви.

Вполне естественно, что меньше материала могла быть использовано Заграницей в более ранних трудах прот. о. Михаила Польского, проф. Н. Тальберга и др. церковных авторов, включая и самого автора этих строк.

Таким образом, правильное понимание политической обстановки периода, когда был издан документ, о ктором речь будет ниже, является особенно важным тогда, как и в настоящее время.

Документ этот озаглавлен: "ПОСТАНОВЛЕНИЕ СВЯТЕЙШЕГО ПАТРИАРХА, СВЯЩЕННОГО СИНОДА И ВЫСШЕГО ЦЕРКОВНОГО СОВЕТА ОТ 7/20 НОЯБРЯ 1920 г. ЗА N 362".

Все вышеупомянутые авторы придают большое значение этому Постановлению Патpиаpха, но особенно важно то, что в свободных, не коммунистических изданиях, мы видим у всех них полное единодушие в понимании печального существования как самого Патpиаpха, так и всей Русской Церкви после 1917 года.

Тут следует больше остановиться на этом, можно сказать, пророческом и самом последнем свободном Постановлении Высшей Церковной Власти Русской Церкви.

В условиях безпрецедентных гонений на Церковь, главными заботами Патpиаpха были - сохранение Апостольской преемственноси и даже, самого существования Русской Церкви. Сперва Патpиаpх пробовал предпринять шаги к обеспечению правильного преемства и сохранения Высшей Церковной Власти путем назначения нескольких Местоблюстителей Патpиаpшего Престола. Но, к концу 1920 года он увидел, что эта мера еще не обеспечивает существования Русской Церкви и ему пришлось издать еще и Постановление за N 362.

Регельсон приводит слова Митpополита Сергия из его письма Митpополиту Агафангелу 17/30 апреля 1926 г.: "Собоp 1917-1918 г. сделал Патpиаpху поручение в изъятие из правил, назначить себе преемников, или Заместителей на случай экстренных обстоятельств. Имена же этихзаместителей Патpиаpх должен был, кроме их, не объявлять, а только сообщить Собоpу, в общих чертах, что поручение исполнено" (стр. 66). Далее Регельсон пишет: "Несмотря на принятые чрезвычайные меры к сохранению в Русской Церкви первосвятительской власти, развитие событий в 1918-1920 годах показало, что необходимо принять решение о форме управления Русской Церковью на тот случай, если первосвятительская власть по тем или иным причинам прекратит свое реальное действие" (стр. 67).

"7/20 ноября 1920 г., - продолжает Регельсон, - Святейший Патpиаpх Тихон, совместно со Священным Синодом и Высшим Церковным Советом (авторитетность этих органов обусловлена соборным избранием их членов!) принимают снова беспрецедентное, исключительное по своей важности, Постановление о самоуправлении епархий в случае отсутствия канонического Высшего Церковного Управления или невозможности связи с ним" (стр. 68).

К сожалению, это Постановление, вышедшее за N 362, вследствие гражданской войны долго оставалось почти неизвестным широким кругам верующих как в России, так и у нас Заграницей.

Громадное значение самых последних деректив Высшей Церковной Власти Российской Церкви явствует из первой вступительной части его:

"По благословению Святейшего Патpиаpха, священный Синод и Высший Церковный Совет в Соединенном присутствии имели суждение о необходимости дополнительно к преподанным уже в циркулярном письме Святейшего Патpиаpха указаниям на случай разобщения епархий с Высшим Церковным Управлением или прекращением деятельности последнего и на основании суждений п о с т а н о в и л и :

Циркулярным письмом от имени Его Святейшества преподать епархиалным архиерееям для руководства в подобных случаях нижеследующие указания".

Указания следуют в десяти пунктах. Там представлены разные положения, какие могли себе представить в будущем составители Постановления с указаниями, как действовать в отдельных случаях. При этом надо отметить, что оно было очень конкретно и практично.

Так, например, п. 2 гласит:

В случае, если епархия, вследствие передвижения фронта, изменения государственных границ и т. п. окажется вне всякого общения с Высшим Церковным Управлением и само Высшее Церковное Управление во главе с Святейшим Патpиаpхом почему-то прекратит свою деятельность, епархиальный Архиерей немедленно входит в сношение с Архиереями соседних епархий на предмет организации высшей инстанции церковной власти для нескольких епархий, находящихся в одинаковых условиях (в виде ли Временного Высшего Церковного Правительства или митрополичьего округа или еще иначе").

Суть Патpиаpшего Постановления заключалась в том, чтобы как-то из сохранившихся где-либо остатков церковного управления построить его наново.

По 3-му пункту "Попечение об организации Высшей Церковной Властидля целой группы оказавшихся в положении, указанном в п. 2-м составляет непременный долг (выделено мною - Е. Г.) старейшего в означенной группе Архиерея".

Страницы