07 Окт 2019


Рукоположение, как препятствие к браку


(Каноническое исследование Никодима, епископа Далматинского)
Прошлой весной одно из авторитетных лиц за границей обратилось ко мне с просьбою разрешить ему два следующих вопроса: 1) о двенадцатом правиле Трульского собора, в котором говорится, что епископ женатым быть не может, и 2) о шестом правиле того же собора, что вдовые священники тоже во второй раз жениться не могут, иначе говоря, что рукоположение служит препятствием к браку.

Оба вопроса, как видно, весьма важны, особенно, если принять во внимание современные взгляды на Церковь и священство; и я нахожу, что они заслуживают глубокого изучения, вследствие этого, я охотно отвечаю на вышеуказанную просьбу.

Собственно говоря, я мог бы обратить внимание моего просителя на мои сочинения: „Православное церковное право», и „Правила с толкованиями», в которых говорится об этих канонических правилах; но я не мог этого сделать потому, что в этих сочинениях, помимо их практической цели, излагается положительное право Церкви без мериторного (в смысле – критического разбора) суждения об этих постановлениях; а между тем это последнее необходимо теперь, чтобы проследит возникновение этих постановлений и поразмыслить об их коренном изменении. С этой целью я написал две монографии, по каждому вопросу в отдельности.

Из этих монографий ту, которая трактует о рукоположении, как препятствии к браку, я теперь издаю на сербском языке. Это я делаю потому, что этот вопрос является животрепещущим для сербского священства и много раз служил у нас поводом к страстным спорам, имевшим большую гласность.

Все сказанное в этом исследовании может быть по­лезно для церковной власти, которая так или иначе должна заняться исследованием вопроса о браке вдового свя­щенства.

С другой стороны, он будет иметь значение и для пра­вительственной власти в тех государствах, где брачное право и законодательство имеет конфессиональный харак­тера – в том, именно, случае, когда она захочет пере­смотреть и перерешить свои постановления по брачному вопросу.

Основные мысли исследования:

I. Каково учение Св. Писания о браке вообще и о браке священников в частности; как в первые времена Церкви учили о браке различные сектанты, что говорят церковные писатели, и каково было учете о втором браке.

II. Какие, начиная с IV века, изданы были государствен­ными и церковными властями постановления о браке священных лиц; когда и по каким причинам канонически запрещено было жениться после рукоположения, и с какими препятствиями встретилось осуществление этого запрещения.

Ш. Возможно ли, по учению канонического права право­славной церкви, уничтожить или изменить это запрещение и

IV. в случае утвердительного ответа каким способом возможно было бы все это осуществить.

Вопрос, который мы решаем в этом исследовании, не новый в православной Церкви. Им занимались в русской Церкви в последние года XVIII века; в греческой церкви – в первой половине XIX века; в сербской церкви-еще с первых годов XIX века. Но он еще не решен потому, что прежний энкратизм в измененной форме более или менее является авторитетным в этом и по сию пору.

Задар (Zаrа). Окт. 1906 г. Е. Н.

С давних пор в христианской церкви существует правило, что никто из рукоположенных в священный сан не может более жениться и, вследствие этого, рукоположение является законным препятствием к браку.

Правило это имеет значение и в настоящее время в православной церкви и в церкви римско-католической с некоторым различением. Как обстоит это дело, в ча­стности, в православной церкви, скажем после.

В римско-католической церкви законом установлено, что 1) в священный сан принимаются, собственно говоря, неженатые или вдовые после первого брака 2); могут быть и женатые, но с условием, если жена согласится дать обещание быть всегда девственной, и 3) брак после рукоположения иподиаконского запрещен, и кто это преступит, подлежит каноническому запрещению. Целибат, значит, в полном смысле1

У протестантов после того, как они отделились от римско-католической церкви, этот вопрос решается иначе. У них рукоположение имеет свое особое значение, которое в своей основе отлично от рукоположения православной церкви и церкви римско-католической, и законы о браке протестантских священников во всем одинаковы с брач­ными установлениями мирян2

Старокатолики, которые в 1870 году отделились от рим­ско-католической церкви, отвергли целибат, и священники их могут быть женатыми. 3

Униатским священникам Рим позволяет брачное со­стояние, если оно воспринято ими ранее рукоположения; по­сле же рукоположения брачное состояние безусловно воспре­щается4 Но в последнее время в некоторых местах Рим подчинил закону о целибате и униатских священников5

Воззрение (отношение) государственного брачного права на рукоположение, как препятствие к браку, варьируется в зависимости от того, имеет или не имеет это право в известных государствах конфессиональный характер. На­чиная со времен Юстиниана и несколько веков после него, законы о браке во всех государствах Востока и Запада имели конфессиональный характер. С XVI века начинается секуляризация брака на Западе. В настоящее время во всех православных государствах, кроме Румы­нии, брачное законодательство имеет конфессиональный ха­рактер, в силу чего рукоположение рассматривается государством, как препятствие к браку6 На Западе этот конфессиональный характер законов о браке удержался только в Австрии и Испании7; в остальных государствах брачное законодательство не имеет такого характера, вслед­ствие чего рукоположение в этих государствах не слу­жит препятствием к браку8

В таком положении находится в настоящее время воп­рос о рукоположении, как препятствие к браку. В дальнейшем нашем исследовании будет представлено исто­рическое развитие этого вопроса и его оценка.

Страницы