12 Авг 2017


ПУТЕВОДИТЕЛЬНИЦА КРЕСТНОГО ПУТИ СВЯЩЕННИКА ПЕТРА ВОСКРЕСЕНСКОГО


Буныревская святыня

Есть в Тульской области недалеко от Алексина живописное село Бунырево. Известное ныне среди жителей Подмосковья как курортная зона и популярное место отдыха и развлечений, славилось оно когда-то как святое. Здесь в богатой лесом местности в одной версте от притока Оки Вашаны еще в первой четверти XVII века был мужской Бундырев монастырь. При Екатерине II он был упразднен. Осталась от монастыря только каменная Благовещенская церковь, ставшая с тех пор приходской и переименованная в 1794 году в честь Смоленской иконы Божией Матери.
Святыней храма была местночтимая чудотворная Смоленская икона Пресвятой Богородицы. Почитание ее, обусловившее переименование церкви, было связано с избавлением жителей Алексина и близлежащих сел от моровой язвы, свирепствовавшей в конце XVIII столетия в соседних уездах Тульской губернии.
Ввиду многочисленных благодеяний, являемых Царицей Небесной через этот святой образ, с 1872 года в Алексине утвердился благочестивый обычай приносить Смоленскую чудотворную икону торжественным крестным ходом из Бунырева в город под день десятой пятницы по Пасхе.

По воспоминаниям старожилов, весь город готовился к встрече святого образа. Закрывались лавки и магазины, воцарялось праздничное настроение. В сосновом бору у Крутого верха алексинцы встречали крестный ход из Бунырева. Крестоходцы, возглавляемые буныревским настоятелем, шествовали по берегу Оки, затем лесом до Жаренского источника, освященного в честь Богородицы Одигитрии Смоленской. Там в присутствии святой иконы служили молебен.
Под колокольный звон всех алексинских церквей крестный ход вступал в Свято-Успенский собор, где начиналось торжественное богослужение. Всю следующую неделю жители Алексина чествовали святыню: носили икону по своим домам, служили молебны, украшали образ цветами и вышитыми полотенцами. По завершении торжеств икону провожали обратно. А 10 августа, в праздник Смоленской иконы Пресвятой Богородицы, духовенство и горожане ходили чествовать чудотворный образ в село Бунырево.
271310.p.jpg
Крестный ход с чудотворной Смоленской иконой Божией Матери. Алексин, пер. четв. XX века. Священник с крестом в руке — отец Иоанн Лунев, за ним справа – предположительно отец Петр Воскресенский

Воскресенские

В 1904 году настоятелем Смоленского храма в Буныреве стал священник Петр Григорьевич Воскресенский (1870–1931). Отец Петр был потомком старинного священнического рода, впитавшим, как говорится, с молоком матери благочестие своих предков. Его родитель протоиерей Григорий Воскресенский (1845–1917), прослуживший на приходе в алексинском селе Ненашево-Ситниково около 50 лет, был образцом православного пастыря. Его неустанные труды по храмостроительству и народному просвещению были отмечены не только церковными наградами, но и высочайше пожалованным орденом святой Анны 3-й степени, что было крайне редким случаем в среде сельского духовенства.

Добрый пример отца-священника, очевидно, не оставил в душе Петра Григорьевича сомнений в выборе жизненного пути. По окончании духовного училища он поступил в Тульскую семинарию. В 1895 году Петр Воскресенский женился на девице Анне (1873–1939), дочери священника Петра Васильевича Сахарова из села Протасово Одоевского уезда.
271311.p.jpg
Священник Петр Воскресенский с женой Анной. После рукоположения. 1895 г.

17 октября 1895 года Тульским епископом Иринеем (Ордой) Петр Григорьевич был рукоположен в сан священника к Покровской церкви села Андреевка Ефремовского уезда, где прослужил девять лет.

Весной 1904 года безвременно умер служивший в Смоленской церкви села Бунырево Алексинского уезда младший брат Петра Григорьевича – священник Михаил Воскресенский. Отец Петр подал прошение о перемещении его на освободившееся место, поближе к родным. Прошение было удовлетворено.
Новое место служения священника Петра Воскресенского – село Бунырево – располагалось в пяти верстах от Алексина. Приход был небогатым, но старинным, благоустроенным и большим. В приходе действовало церковно-приходское попечительство, председателем которого был местный священник. Трудами попечительства были благоустроены церковные кладбища, приобретен новый колокол, увеличена приходская библиотека. Большинство книг в ней были религиозно-нравственного содержания, однако имелись и художественные. Постоянной статьей расходов попечительства была статья «на бедных». При этом еще отец Михаил Воскресенский отмечал, что для помощи бедным каждый прихожанин «охотно делится, чем может»[1] – и деньгами, и продуктами. Отец Петр продолжил труды своего брата.

В приходе действовали две школы: земская и церковно-приходская. В них отец Петр исполнял должность законоучителя. Пастырские труды буныревского настоятеля были отмечены священноначалием Тульской епархии: в 1905 году он был награжден набедренником, в 1912 году – скуфьей, а в 1917-м – камилавкою.

Страницы