11 Авг 2019


Протоіерей Левъ Лебедевъ – Отъ царства земного – къ Царству Небесному.


«Спаситель пришелъ, показалъ намъ примѣръ.

Кто по Его пути, слѣдомъ любви и страданія идетъ,

понимаетъ все величіе Царства Небеснаго».

(Изъ письма Императрицы 2 марта 1918 г.)

— Вотъ путь послѣдняго Русскаго Царя и самая суть духовнаго подвига Его и всей Его поразительно дружной и сплоченной Семьи. Этотъ подвигъ Царственные Мученики проходили всю жизнь совершенно сознательно, потому что сближеніе и единеніе съ Богомъ уже въ этой земной жизни, а затѣмъ вѣчное пребываніе съ Нимъ въ обителяхъ Небесныхъ, было живымъ стремленіемъ ихъ сердецъ, самой насущной потребностью, смысломъ и цѣлью жизни. Къ этому же они старались привлечь и Русскій народъ.

Когда сегодня, съ разстоянія почти въ 100 лѣтъ, мы пытаемся вглядѣться въ ихъ жизненный путь, то обнаруживаемъ, что вершиной и средоточіемъ этого пути и подвига явился актъ отреченія отъ престола Государя Императора 2 марта 1917 года. Къ этому великому и страшному акту сходится все. И не только въ личной жизни Царя и его Семьи. Императоръ Всероссійскій былъ видимымъ и духовнымъ средоточіемъ всей Россіи. Въ чинѣ Мѵропомазанія на царство онъ получилъ отъ Бога особый благодатный даръ любви къ Россіи, ея народамъ, какъ къ чему-то родному, кровному, о чемъ постоянно болѣзновала его душа.

Поэтому и судьбы всей страны своими зримыми и незримыми нитями прошлаго, нынѣшняго и будущаго сходятся, какъ въ нѣкоемъ центрѣ, въ днѣ отреченія Россійскаго Царя отъ царства. Уходя, Государь записалъ въ своемъ дневникѣ 2 марта 1917 года: «Кругомъ измѣна, и трусость, и обманъ». Написалъ, и, самъ того не подозрѣвая, какъ бы припечаталъ эти слова ко всей дальнѣйшей исторіи Россіи. Такъ что и сегодня, глядя на то, что творится вокругъ, мы съ горечью можемъ сказать о нашей жизни тѣми же словами: «Кругомъ измѣна, и трусость, и обманъ!»...

Но въ такомъ случаѣ не является-ли уходъ Русскаго Царя отъ царства уходомъ отъ той стихіи измѣны, трусости, обмана, звѣрства и беззаконія, которыя уже въ то время воцарились въ россійскомъ обществѣ? Если такъ, то это существенно мѣняетъ взглядъ на отреченіе Государя Николая II и побуждаетъ получше разобраться въ томъ, чего онъ хотѣлъ для Россіи, куда намѣренъ былъ ее вести?

Онъ родился 6/19 мая 1868 года. Его отецъ, будущій Императоръ Александръ III, написалъ учительницѣ своихъ дѣтей распоряженія, гдѣ въ частности говорилось: «Они должны хорошо молиться Богу, учиться, играть, шалить въ мѣру... Мнѣ нужны нормальныя, здоровыя, русскія дѣти. Подерутся — пожалуйста, но доказчику — первый кнутъ». Замѣтимъ, на первомъ мѣстѣ — умѣніе хорошо молиться. Такъ и былъ воспитанъ будущій Государь Николай, такъ онъ потомъ воспитывалъ и своихъ дѣтей. Онъ получилъ высшее юридическое и высшее военное образованіе, свободно владѣлъ французскимъ, англійскимъ и нѣмецкимъ языками. Отецъ вдохнулъ въ Николая Александровича живую любовь ко всему исконно русскому, а одинъ изъ наставниковъ, выдающійся мыслитель и государственный дѣятель К. П. Побѣдоносцевъ, идейно обосновалъ спасительность для Россіи ея коренныхъ устоевъ православной вѣры и жизни по вѣрѣ. Однако Государь Николай II, обладая глубокимъ живымъ умомъ, постоянно совершенствовалъ свои знанія самъ. Онъ до конца дней очень много читалъ и работалъ надъ собой. Вопреки расхожему мнѣнію онъ обладалъ огромной волей и цѣлеустремленностью. Президентъ Франціи Эмиль Лубэ пишетъ: «О Русскомъ Императорѣ говорятъ, что онъ доступенъ разнымъ вліяніямъ. Это глубоко невѣрно. Русскій Императоръ самъ проводитъ свои идеи. Онъ защищаетъ ихъ съ постоянствомъ и большой силой. У него есть зрѣло продуманные и тщательно выработанные планы. Надъ осуществленіемъ ихъ онъ трудится безпрестанно».

Расхожее мнѣніе возникало отчасти потому, что Государя Николая отличали необычайная скромность (порой даже застенчивость), крайняя деликатность, внимательность къ собесѣднику, удивительная простота въ общеніи со всѣми, отъ сановника до мужика. Ему органически претила всякая самореклама, громкая фраза и поза.

Онъ терпѣть не могъ никакой искусственности, театральности, желанія «произвести впечатлѣніе». Онъ часто озарялся пріятной мягкой улыбкой, его ясные сѣро-голубые глаза лучились добротой и привѣтливымъ юморомъ. Графъ С.Ю. Витте, уже будучи въ лично враждебномъ отношеніи къ Государю, говорилъ о немъ: «Я въ своей жизни не встрѣчалъ человѣка болѣе воспитаннаго, нежели нынѣ царствующій Императоръ Николай II». Не жалѣетъ высокихъ похвалъ государственной, политической и военной мудрости Николая II и такой знавшій толкъ въ правителяхъ человѣкъ, какъ Уинстонъ Черчилль!

Государь принялъ крестъ царскаго служенія Россіи послѣ кончины отца, Императора Александра III, которая послѣдовала 20 октября 1894 года. Сразу же передъ нимъ стали двѣ важнѣйшія задачи: 1) всемѣрное укрѣпленіе и развитіе внѣшняго благоденствія и процвѣтанія Россіи и, 2) возрожденіе, или переустройство всего государственнаго зданія на духовныхъ началахъ.

Страницы