05 Июл 2017


ПРОРОЧЕСКОЕ СЛУЖЕНИЕ СВТ. ИОАННА (МАКСИМОВИЧА).


В своем ответном письме от 3 марта 1960 года Владыка Иоанн пишет г-ну Рейеру об отношении к вождям Белого движения следующее:
«Вы ставите вопрос о поминовении вождей белых армий гражданской войны, а так же о статьях в печати, чернящих их.
Конечно, молиться за них не только можно, но и должно как в домашних, так и в церковных молитвах. Они были православными и таковыми остались до конца жизни; грех имеют все и за тех, кто больше грешит, нужно еще больше молиться. Также никак нельзя одобрить статей в печати, напрвленных против них. Они дороги многим своим соратникам, и дороги за свои положительные качества. Такие статьи затрагивают чувства многих и оскорбляют их, создавая вредный раздор среди русских людей. Но самим однако, надо ясно себе отдавать отчет не только в похвальных сторонах их деятельности, но и отрицательных, чтобы знать причины наших бедствий, чтобы самим не подражать им, если мы тоже виновны в том, искренне исправить то, что возможно. Никак нельзя оправдывать зло, а тем более его облагораживать. «Горе глаголющим лукавое доброе, и доброе лукавое… полагающим горькое сладкое, и сладкое горькое» (Исаия 5, 20).
Пишете, что многие считали Государя виновным в наших неудачах, а посему считают себя в праве нарушать присягу? Присяга есть клятвенное обещание перед Крестом и Евангелием, и нарушение ее есть клятвопреступление. Если бы даже действительно выполнение ее грозило большими бедствиями или было явно безнравственным, то и тогда нарушивший ее не мог бы себя считать совершенно невинным и должен был бы искать у Церкви разрешения от клятвы. Но если нарушивший, по причинам уважительным, все же частично является виновным и должен очиститься от греха, насколько виновнее те, кто поддался клевете и обману. Ведь следственная комиссия, назначенная Временным Правительством, не нашла подтверждения обвинениям против Царской Семьи и должна то признать. «Кому больше дано, с того больше взыщется» и по сему, чем кто ответственнее занимал место, тем более виновен в неисполнении своего долга. Если бы высшие военачальники и общественные деятели вместо «коленопреклонных» умолений Государя об отречении выполнили то, следовало по присяге, - искусственно устроенный петроградский бунт был бы подавлен и Россия спасена. Недавно Франция была в тяжелом положении. Заявление Де Голля о самоопределении алжирцев многим французам, особенно родившихся и выросших в Алжире, прозвучала как измена, и поднялся бунт с требованием свержения и казни «изменника». Но большинство ответственных лиц осталось верным своему долгу и катившаяся в бездну Франция была спасена. Тоже произошло бы и у нас, если руководящие лица армии и общества остались верны присяге и долгу. Совершен был страшный грех перед Богом и Государственное преступление. На сколько кто загладил свой грех, ведомо Богу. Но открытого покаяния почти никем проявлено не было. Призыв к борьбе за Россию, после подения Временного Правительства и потери захваченной было власти, хотя вызвал благодарные чувства многих и соответствующее движение, но не было то выражением раскаяния со стороны главных виновников, продолжавших считать себя героями и спасителями России. Между тем Троцкий в своих воспоминаниях признает, что больше всего они (Советы) боялись чтобы не был провозглашен Царь, т.к. тогда падение Советской власти стало бы неминуемым. Однако того не случилось, «вожди» боялись того же. Они воодушевили многих на борьбу, но запоздалый их призыв и отвага не спасли Россию. Некоторые из них в той борьбе положили жизнь и пролили кровь запятая, но гораздо больше пролитой невинной крови, которая продолжает литься по всей России, вопия к небу. Посему отношение к ним как и ко всем государственным деятелям Руси, должно быть то, которое выражено у Пушкина устами летописца: «Хвалите за Славу, за Добро, а за грехи, за темные деяния Спасителя смиренно умоляйте…», нисколько их не оправдывая, но и не крича о них, ибо то, что произошло, наш общий позор, позор России и ее бедствие».
И г-н П. Маар пишет в «Прав. Руси»: «Но прежде всего мы должны отбросить все те «смягчающие» обстоятельства, которыми иногда выгораживают русский народ при оценке его падения. Падение есть падение – чем бы это падение ни было вызвано. И возрождение из такого падения может произойти не путем самооправдания. А путем истинного покаяния». Это верно.
Вот в этом 1967 году празднует свой пятидесятилетний юбилей октябрьской революции советская безбожная власть, поработившая национальную Россию и державшая народ ее в рабстве уже полвека, в рабстве, какого история не знала.
Почему это так? Почему страшнейшее рабство, как могильная плита, покрывает Россию и остается над ней до сих пор?
На этот вопрос может дать верный ответ только святая Божия книга – Библия. Мы находим такое правило: народ, который попал в рабство, заслужил это рабство своей плохой жизнью в предшествующем мирном времени. И наружное физическое рабство его есть лишь символ его предыдущего его духовного рабства.
Конечно, в свете библейском это правило допускает редкие исключения. Они касаются испытания твердости веры и характера, одной личности, как Иосифа Целомудренного, проданного в рабство; или одного народа, как еврейского народа в рабстве египетском. Но для нас важно правило, а не редкие исключения. Вот примеры, которые прдтверждают выше приведенное правило, как это обозрел один церковный писатель.
После смерти богобоязненного и победоносного Иисуса Навина израильский народ попадает в рабство, и только в течение времени Судий – шесть или семь раз.
Первый плен был под Месопотамским царем Хусарсафемом и продолжался 8 лет.
Второй плен сынов Израилевых был под Еглоном, царем Моавским, и продолжался 18 лет.
Третий плен был под Иавином, царем Ханаанским, и продожался некоторое короткое время.
Четвертый плен был под Мадиамом и продолжался 7 лет.

Страницы