27 Сен 2017


Проповеди митрополита Филарета(Вознесенского) на Воздвижение Животворящего Креста Господня.



Воздвижение Животворящего Креста


   Церковь продолжает еще праздновать великий праздник Воздвижения Животворящего Креста. Поэтому мы с вами вместе с воскресными песнопениями слышим и песнопения крестные. Когда был канун великого праздника Воздвижения, в некоторых храмах совершался самый Чин Воздвижения, когда рукой архиерейской крест поднимался высоко вверх и потом постепенно опускался вниз до самой земли, а потом снова, так же медленно возносился опять кверху. Этим обрядом Церковь указывает нам на то великое дело, которое совершил Господь наш Иисус Христос, сошедший с неба на землю, а от земли даже в преисподнюю, для того, (как любили говорить святые отцы) чтобы поискать, найти и спасти человека.
   Но заметьте разницу, с престола Божьего на землю сошел Сын Божий – Второе Лицо Святой Троицы, Бог Всемогущий и Бесконечный, только Божество. А когда совершил Свое великое дело спасение человечества, и Он снова возносился к небесам, то уже возносился не просто Сын Божий и Бог, а Богочеловек: Одно Лицо, Одноличность, Ипостась, как говорится по-гречески, но уже в двух естествах, двух природах – Богочеловек. Ибо в Лице Господа нашего Иисуса Христа Божество и человечество соединилось всецело навсегда, на всю вечность и изменения в этом уже не будет никогда. И Божественная природа и человеческая природа остались со всеми своими свойствами, только чудесно соединились воедино.
   Святые отцы любили говорить, что Господь, вознесшийся от земли на небо, нам как бы проложил этот путь. Верная Ему душа увидит на себе исполнение Его светлого обетования, когда Он говорил: «Где же есть Аз, там и слуга Мой будет» (Ин.12:26). Т.е. где Я, там и слуга Мой будет. Поэтому Господь, как бы открыл этот путь с земли на небо для всех нас, чад Его Церкви. Но только остерегись, христианская душа, чтобы с собой на небо не понести земной суеты, нужно на земле прожить так, чтобы, оканчивая земную жизнь, мы оказались бы достойными для райской блаженной жизни, чтобы не то нас занимало, не тем мы жили, не то переживали, что было когда-то на земле, а уже то, что свойственно райским обителям и вечной блаженной жизни. Об этом нужно помнить, потому что третьего не дается: если душа не спасется, не наследует райские обители, не водворится в них, то она непременно попадет в страшную адскую бездну, – середины здесь нет! Поэтому позаботься, душа христианская, о том, чтобы приготовить себя, и оказаться гостем в райских селениях, а не в страшной этой бездне адской, в которой только томление и мука и нет никакой абсолютно отрады и надежды. И блаженна та душа, которая наследует вечную жизнь, как обетовал Господь Иисус Христос Своим ученикам, а через них всем нам, верующим православным христианам. Аминь.
   

Воздвижение Креста Господня


   Ныне мы прославляем Животворящий Крест. Не лишне, братие, вспомнить о том, как Церковь, как святые отцы и наставники благочестия, учат нас смотреть на Животворящий Крест и на несение креста.
   Великий наставник веры и благочестия в нашем народе, святитель Феофан Затворник, говорил, что Крест Христов трех-составен. Тот крест, который христианин должен нести в своей жизни, тоже трехсоставен, подобно тому, как самое древо крестное, еще по предсказанию пророческому, состояло из трех сортов деревьев. Так и в несении креста мы видим три стороны, как бы три креста, которые сливаются в один.
   Первый из этих крестов – это крест падшего человечества. О нем коротко, точно и сильно сказал св. апостол Павел, который говорил о себе: «Не знаю, что делаю: доброго, которого хочу – не делаю; злое, которого не хочу – делаю» (Рим.7:19). И человек является пленником своего греха – это грех падшего человечества, от которого никто уйти не мог, о котором говорил тот же Святитель Феофан: «Представьте себе человека, у которого за плечами крепко привязан разлагающийся смрадный труп: куда бы он ни побежал, куда бы он ни сунулся, он не уйдет от этого страшного смрадного разложения. Он будет его неотступно преследовать, неотступно блюсти».
   Второй крест это то, что обычно понимаем под крестом житейским: это сочетание всех скорбей, всех неприятностей, всех затруднений, которыми так богата наша жизнь. Это именно и понимается как ношение креста. Но этим еще не исчерпывается все. Можно богомудрить, говорят святые отцы: вот человека окружают скорби, болезни, неприятности. Как только он всем сердцем, всей душою, предоставит себя на волю Божию, сказав, что Господь делает все хорошо, а поэтому что бы ни посылал ему на этом крестном пути, принимает все это за благо – как только он это скажет в сердце своем (говорил Святитель Феофан), все, как по волшебству, сгинет. Вокруг него все то же: те же скорби, те же волненья, но он переменился и все это принимает совсем по-другому. Так должен поступать человек с твердым убеждением, что Отец Небесный вместо хлеба камень не даст. Если Он посылает какой-то крест и затруднения, значит это надо и оно нам на пользу. Я уже приводил не раз замечательные слова старца Амвросия Оптинского, он говорил: «Что будет, то будет, а будет то, что Бог даст, а Бог все делает хорошо».

Страницы