21 Июн 2017


Проповедь Владыки Стефана, Епископа Трентенского И Северо-Американского Произнесенная С Амвона В Храме Святого Сергия Радонежского В День Торжества - 14-Го Мая 2017 Г.


Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Христос Воскресе!

Первое громкое, если так можно сказать, событие в существовании мира, было в то же самое время и очень печальным – изгнание из Рая Адама и Евы. И мир томился тысячелетиями, пока последовало самое радостное и громкое событие – наше искупление Спасителем и Господом, Его крестные страдания и преславное Воскресение, которое мы празднуем каждый седьмой день. Как было заповедано Моисею еще в Ветхом завете: шесть дней делай, а седьмой уделяй Господу Богу твоему. Раньше это был день субботний, но благодаря этому прекрасному и славному событию – Воскресению Христову, каждый воскресный день Церковь вспоминает Его жертву, и она совершается через литургию.

Христос говорил своим ученикам в Гефсиманском саду перед Своим распятием, что наступает время, когда «вы печальны будете, но печаль ваша в радость будет. ... и радости вашей никто не отнимет у вас». (Ин. 16, 20, 22). Он имел в виду Свои крестные страдания, когда ученики разбежались от страха иудейска, как говорится.

Этому преславному Его Воскресению мы радуемся до сих пор, и никакая земная скорбь за прошедшие два тысячелетия не могла победить нашу радость во Христе.

Но, тем не менее, бес старается и в наше время, особенно в последние десятилетия, эту радость заглушить в нас. Заменить ее скорбью, негодованием, разделением, осуждением друг друга и так далее. Вы сами знаете, как угнетали душу каждого из нас происшедшие в нашей Церкви нестроения. А теперь, можно сказать, вторая Пасха у нас, и это видно по радостным лицам предстоящих здесь. Потому что Бог помиловал и дал нам возможность вновь объять ту Пасхальную радость, когда мы совокупно, вместе, «едиными усты и единым сердцем» восхваляли Христа.

Нам следует обратить внимание на то, что наше единение и служение Богу – имеет не местное значение, а мировое. Христос в Гефсиманском саду сказал: « Я в Отце и Отец во Мне» (Ин. 14,10). То есть Бог Отец и Бог Сын – едины. Но после Своего воскресения Христос говорит ученикам: никто не знает, когда конец мира придет – ни ангелы, ни Сын Человеческий, а только Бог Отец небесный. Кажется – несуразность – знает Он или не знает? А ведь Сын Человеческий - это Сам Иисус Христос. Как же это следует понимать?

Все это зависит от Божественной литургии, от Евхаристии, от воспоминания крестных страданий. Очень многие не знают, что с момента, когда они поют «Верую», до молитвы «Отче наш» все молитвы, которые священнослужитель тайно читает у Престола, обращены к Богу Отцу, а не ко Христу. Свят Свят Свят Господь Саваоф - обращение к Богу Отцу. И в молитвах, которые читает священнослужитель, говорится: «Тáко бо возлюби́ Бóгъ мíръ, я́ко и Сы́на своегó единорóднаго дáлъ éсть, да вся́къ вѣ́руяй въ óнь не поги́бнетъ, но и́мать живóтъ вѣ́чный» (Ин. 3.16). Живот вечный для нас это – евхаристия, воспоминание о крестных страданиях Христа, на которые Бог Отец посылает Сына. И как сказано самим Христом, Он созиждет Церковь, и врата адовы не одолеют ее. Церковь будет существовать до конца, до Второго Пришествия Христова.

А что значит Церковь и ее существование? Это Евхаристия, память о Христовых страданиях, Его преславном Воскресении. Можно сказать, что все, с момента нашего крещения во имя Отца и Сына и Святого Духа, погружение, даже миропомазание, происходит посредством креста, ибо крестообразно священник миропомазует младенца. Крест и распятие во всем для нас воспоминание Его крестных страданий, крест - это победа над диаволом, это наше христианское оружие, наша христианская эмблема. Крест Христов мы помним ежедневно. С ним прославляется Отец в Сыне. И когда, (и возможно это даже произойдет вскоре) так мало останется верных христиан на земле, что будет угроза прекращения евхаристии и воспоминаний о крестных страданиях, тогда наступит конец. Но Бог Отец не позволит, чтобы это произошло, чтобы врата ада победили основание Христовой церкви. И вот тогда, как сказал Христос, лишь Бог Отец знает – решит ли он пресечь всю пагубность мира.

А знаете, как диавол действует сейчас? Он избирает, увлекает и совращает самых лучших служителей Христовых. Я помню, как приснопамятный владыка Аверкий говорил, что перед концом мира, перед Вторым пришествием останется, может быть, только один епископ, один или два священника, горсточка верующих людей, которые не предали себя лжи и лукавству, сохранили истинную чистоту Христовой церкви. И когда останется эта последняя горсточка, диавол готов будет пожрать и ее, как он хотел пожрать и Христа, но врата адовы пали. Так и здесь придет пресечение земного существования, а за ним и наше возрождение в какой-то степени, не громкое, но, тем не менее, целостное, основанное не на лжи, коварстве и лукавствах, а на добродетелях и на правде.

Мы должны не позволять себе то, что привело нашу бывшую Зарубежную церковь к развалу. Это – лукавство, недобрые чувства и ложь. Это недопустимо в Церкви Христовой, и мы положим доброе начало, чтобы ради Христа, ради чистоты Церкви Божией, все было благолепно и с молитвою, безо всякого лукавства и личных счетов.

Страницы