25 мая 2017


Проповедь митрополита Филарета(Вознесенского) на Вознесение Господне.


   Как часто приходится слышать от верующих людей о том, что грустно расставаться с Пасхой. Многие говорят, что грустно потому, что Господь был с нами в эти пасхальные светлые дни, а теперь оставит нас. Да, конечно, отзвучали и окончились торжественные пасхальные дни. Но должно помнить, что одно из тех песнопений, которое в особенности часто повторялось в светлые пасхальные дни: «Воскресение Христово видевше, поклонимся Святому Господу Иисусу» и сейчас только что звучало, на этой всенощной, уже под другой праздник — праздник Вознесения Господня. Это песнопение показывает теснейшую связь между двумя торжествами: между торжеством Пасхи и торжеством Вознесения Господня.
   Один и Тот же Господь Иисус Христос, Которого мы славили и в пасхальную ночь, во славе возносится теперь на небо, почему и наша радость духовная должна следовать за Ним туда, а вовсе не печалиться. Казалось бы, что мы могли бы скорбеть, как и апостолы. А мы в песнопениях, которые пелись во время всенощной, слышали, что Господь Своих учеников и Свою Божественную Матерь «радости бесчисленные исполнил в Вознесении Своем». Помните, что Вознесением Господним и восселением Его одесную Бога Отца, закончилось то непосредственно Ему принадлежавшее дело, которое Он совершил «нас ради человек и нашего ради спасения».
   На заре истории человечества, человек возмечтал сравняться с Богом, но совсем с Ним не сравнялся и Богом не стал, а из чистого, невинного и святого стал непотребным грешником, «печаток гнева», как говорит Писание. Но Господь не оставил Свое творенье. Человек захотел быть Богом, но Им не сделался, но Бог сделался человеком, не переставая быть Богом, и явился на земле как Богочеловек. Он принял на Себя нашу человеческую природу настолько, что теперь уже на всю беспредельную вечность не будет иного Сына Божия, как Богочеловека Господа нашего Иисуса Христа, Который благоволил в Свое беспредельное Божественное Естество воспринять наше человеческое естество, нашу человеческую природу. Бог сошел с неба на землю, как Бог, а на небо вознесся, как Богочеловек, т.е. нашу человеческую природу не только искупил, очистил от греха и освятил, но посадил одесную Бога Отца. Теперь, превыше всего сотворенного, превыше Ангелов, Архангелов, Херувимов и Серафимов восседает на Божественном Престоле Бог и в то же самое время Человек, во всем подобный нам.
   Только премудрость Божия, бесконечная любовь Божия, благость Божия, премудрость и сила могли осуществить это претрудное дело. Поэтому помните, когда мы славим Господа Спасителя, вознесшегося и сидящего одесную Бога Отца, то мы славим в Нем и нашу человеческую природу. Но и этого мало, Он не только с нами. Мы в Апокалипсисе читаем, что Господь говорит: «Побеждающему дам сесть со Мной на Престоле Моем, как... Я победил и сел со Отцом Моим» (Откр. 3:21). Об этом и мечтать страшно, не то что сказать, а это — слова Спасителя, Который никогда не говорил неправды, никогда не говорил никаких преувеличений — если Он так говорит, значит, это и будет именно так, как Он говорит — иначе и быть не может.
   Поэтому, мы не только за Него радуемся, что Он воссел одесную Своего возлюбленного Отца, но радуемся тому, что и наша человеческая природа не только очищена и освящена, но и возвышена превыше небес. И поэтому, праздник Вознесения Господня должен быть не день печали, а радостью бессмертной духовного торжества. Аминь.

Господь Сошел на землю, как Сын Божий, а Вознесся на небеса, как Богочеловек


   Те, кто бывают в храме Божием на всенощной, в канун Воздвиженья Животворящего Креста, видят глубоко содержательный обряд в соборе, где архиерейская служба. Там крест с большой высоты постепенно опускается вниз до самого пола, а потом снова постепенно поднимается назад кверху, туда, откуда он спустился.
   Это священнодействие как раз указывает нам на сегодняшний праздник: Сын Божий сошел с престола Своей Славы сюда к нам, на грешную землю, для того, чтобы спасти погибавшего человека, и на земле не остался, а пошел в самую адскую бездну и оттуда освободил души, которые там томились. А Церковь настойчиво нам говорит в нынешний светлый и праздничный день о том, что Христос Спаситель сошел с неба, как Сын Божий, Своим Божеством, а взошел туда же, как Богочеловек.
   Наше отпавшее грешное естество Спаситель унес туда с Собой и посадил его на Престоле Славы Царствия Своего, одесную, рядом с Богом Отцом, выше даже Непорочной Девы Марии. Вот, что сделал Господь наш для нашего спасения! Вот почему апостолы с горы Елеонской после Вознесения Господня, ушли не с печалью, а «с радостью великою», как Церковь говорит. Они поняли смысл этого Подвига Христова, что Сын Божий сошел на землю, чтобы спасти человека, и не только его спас, а посадил на престоле Царствия Своего.
   Господь, как мы знаем из Евангелия, говорил: «идеже есмь Аз, ту и слуга Мой будет» (Ин. 12:26) — там, где Я, там будет и Мой слуга. Заботься, душа человеческая о том, чтобы верно Господу Богу служить. Тогда в Его вечном Царствии будешь около Него, как Он Сам обещал, а Он никогда не преувеличивал и неправды не говорил. Значит, так и было и будет, как Он сказал. Аминь.
источник материала