11 Фев 2019


Преосвященный Ириней (Орда), епископ Екатеринбургский и Ирбитский – Поучение о труде и воскресном отдыхе.


«Шесть дней работай и делай (в них) всякие дела твои; а день седьмой – суббота Господу Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты,

ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих.

Ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них; а в день седьмой почил. Посему благословил Господь день субботний и освятил его»

(Исх. 20:9-11).

Знакомы вам, возлюбленные, слова сии. Это одна из десяти Божиих заповедей, представляющих прочные и незыблемые опоры, на которых в течение более трех тысячелетий покоится нравственно-религиозная и общественная жизнь человеческая. Впервые слова заповедей раздались на горе Синай при громе и молнии, и с тех пор не перестают отзываться эхом в сердцах и жизни людей. Вы слышите их отголосок и в тихом биении своего сердца, которое незаметно для слуха других уличает вас, когда сделаете грех какой. Вы часто слышите их отзвук и в устах людей, когда они безпристрастно обсуждают дела ближнего. Слышен бывает он и в общественных собраниях при обсуждении дел общего благополучия. Он громко раздается в законно вынесеном судебном приговоре преступнику. Повсюду, во всех разнообразных явлениях человеческого суда и нравственного суждения неизменно слышатся слова древних священных заповедей Закона Божиего.

Только одна из этих Божиих заповедей составляет как бы исключение. В людских речах и суждениях не слышно только ее голоса. Это – прочитанная мною четвертая заповедь. Нарушение ее не преследуется никаким видимым образом, никакими угрызениями совести. Гражданская власть не штрафует за ее нарушение. Со стороны же общественного мнения нарушителю нечего бояться какого-либо нарекания или осуждения, мало того, не тайна, что значительная часть населения иных городов бывает недовольна постановлениями о прекращении в некоторые часы торговли по воскресным дням. Есть фабрики и мастерские, где чуть ли не круглый год день за днем идет работа. И если бы ныне в воскресение кто-нибудь пришел туда и заявил, что сегодня день воскресный, день отдыха, день, который мы обязаны посвятить Господу Богу, то на него посмотрели бы, по меньшей мере, как на помешанного...

Непонятное явление. Разве мыслимо, чтобы кому-либо пришла в голову возможность обсуждения вопроса: следует или не следует в общественной жизни требовать исполнения заповеди «не убий», «не укради». А ведь мы переживаем подобные обсуждения заповеди «помни день субботний», обсуждения, во многих городах закончившиеся постановлениями людей лучших в городе, людей православных, что нельзя, не следует требовать полного и строгого исполнения этой заповеди.

Отчего же происходит это несогласие человеческих суждений со святой заповедью Божьею? Быть может, причина этого ослабление веры, неверие нашего времени? Не стану оспаривать факт современного быстро растущего неверия, но ведь оно должно было бы, по-видимому, отразиться равным образом и на остальных заповедях. Или, быть может, Господь Иисус Христос отменил эту заповедь? Многие так думают, но Сам же Спаситель говорит: «не думайте, что Я пришел нарушитъ закон или пророков: не нарушитъ пришел Я, но исполнитъ. Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота, ни одна черта не прейдет из закона» (Мф. 5:17-18).

Следовательно, Он только хочет вложить высший внутренний смысл во внешнюю форму, не уничтожая самой формы. Так точно должно поступать и нам. Мы не смеем нарушить одну малейшую заповедь, из опасения потерять Царство Небесное (Мф. 5:19). А ведь это одна из главных заповедей. Или же действительно так трудно исполнить четвертую заповедь закона Божия? Казалось бы, что нет ничего легче и приятнее покоя и праздничного отдыха. Изгнать из жизни человеческой праздничный покой было бы совершенно безсмысленным, жестоким и опасным намерением. Повторяю, что нарушение этой заповеди благочестивым русским народом представляет загадочное явление. В основе же его лежит печальное непонимание того, что требует от нас Господь этой заповедью. Не все надлежаще понимают, что в ней два повеления: заповедуется труд и покой. Господь в одной заповеди соединил два требования, и человек не должен их разлучать.

Не спеши же, православный, поскорее разделаться с первым, потому что тогда ты не достигнешь второго. Не злоупотребляй также вторым, иначе ты разрушишь первый: каков труд, таков и отдых.

«Работай», шестъ дней делай, – первое, что требует заповедь.

Господь Бог призирает с небес на сынов человеческих, чтобы видеть, исполняют ли они заповеди Его. И что же Он видит? Богатые и вполне обезпеченные люди часто воображают, что эта заповедь не относится к ним. Они не терпят ни в чем нужды, им и без труда можно хорошо прожить на свете, веселяся на вся дни светло. Поэтому они и не трудятся совсем, или же занимаются тем, что не составляет труда. Они играют в игры разного рода, охотятся, читают книги легкого содержания, газеты, принимают посещения, и сами выезжают, заботятся о своих костюмах и строят планы путешествий. Но это конечно, вовсе не труд.

Кроме того, они окружают себя толпой слуг, которые избавляют их совсем от всякого труда и делают их жизнь еще беззаботнее, еще покойнее. Таким образом, они освобождают себя сами от исполнения заповеди Божией о труде. Но Господь Бог не освобождал их. Заповеди Его даны для всех без исключения. И поэтому свободная от труда жизнь богатых, хотя бы и не отягчалась грехами, хотя бы и не чужда была благочестия, тем не менее, она является нарушением заповеди Божией.

Страницы