25 мая 2017


ПРЕДЪ НАШИМЪ ВЗОРОМЪ ОТКРЫВАЕТСЯ ДИВНОЕ ЗРѢЛИЩЕ ДУХОВНОЕ. УСТАВНОЕ ЧТЕНИЕ НА ВОЗНЕСЕНИЕ ГОСПОДНЕ


Третье слово на этот праздник свт. Иоанна Златоустого посвящено воспеванию того блистательного церковного зрелища, какое представляет собою вознесение Господне на небо; попутно кратко изображается искупительное дело Христа, победившего смерть, завершившееся вознесениемъ на небо. Затем Святитель доказывает ту мысль, что всякий христианский праздник является осуждениемъ диавола, но Вознесение – в особенности, так как в другие праздники диавол, все-таки, проявлял свою злобу; подтверждение этой мысли местами из Священного Писания. Далее объясняется, что вознесся на небо Тот, Который и не отлучался оттуда. В заключение слова – молитвенное пожелание, чтобы Господь принял наши душевные излияния и соделал нас победителями искушений мира. – Ред.
Предъ нашимъ взоромъ открывается дивное зрѣлище духовное, которое вызываетъ не легкомысленную радость у людей, а неимовѣрныя стенанія у демоновъ.
Діаволъ видитъ, что тотъ Корень (Рим. 15, 12), Коимъ оживились сущіе въ адѣ мертвецы, нынѣ возсѣдитъ горѣ; діаволъ видитъ что Тотъ, Кто былъ осужденъ имъ на крестныя страданія на землѣ, нынѣ взираетъ съ небесъ; діаволъ видитъ, что земля и самый воздухъ наполнены ангельскими ликами, которые исходятъ въ срѣтеніе своему Господу, и слышитъ, что одни изъ нихъ восклицаютъ: Возмите врата князи ваша, и внидетъ Царь славы (Псал. 23, 7), а другіе, по очередно предшествуя и сопутствуя Христу, взываютъ: Господь силенъ въ брани (Псал. 23, 8). Въ какой же это брани? — въ той, въ которую Христосъ вступилъ насъ ради съ лютымъ врагомъ. Ни одинъ изъ земнородныхъ — пророковъ или праведниковъ — не могъ побѣдить онаго врага: ибо надъ всѣми владычествовала смерть, пока, наконецъ, не пришелъ Царь вѣковъ (1 Тим. 1, 17), Который связалъ сильнаго и взялъ оружіе его (Матѳ. 12, 29; Лук. 11, 22). И вотъ, когда распяли Господа на крестѣ, то ангельскія силы изумились и вселенная сотряслась при видѣ новой тайны — страшнаго зрѣлища на землѣ. Потряслась земля, подвигнулось море, пришли въ волненіе бездны, вострепетала вся тварь, содрогнулись свѣтила небесныя, побѣжали солнце и луна, померкли на небѣ звѣзды, раздралась церковная завѣса и изъ храма улетѣлъ устрашенный ангелъ; мракъ покрылъ всю землю, всѣ стихіи измѣнили свое естественное теченіе, день измѣнился и не устоялъ, и вообще ни одно созданіе не могло зрѣтъ своего Владыку и Творца распятымъ на крестѣ.Тогда адъ былъ упраздненъ, врата преисподней разрушены и затворы ея сломаны, что пророчески предвозвѣстилъ Давидъ, говоря: яко сокрушилъ врата мѣдная, и вереи мѣдныя сломи (Псал. 106, 16); владычествовавшая дотолѣ смерть была низвержена подъ ноги Христовы и побѣдоносно влачима, какъ плѣнница. Возставшій изъ гроба съ нетлѣннымъ и преславнымъ тѣломъ Своимъ, Христосъ сокрушилъ всю силу діавола, разстроилъ замыслы его, низшелъ въ царство адово, разрушилъ тронъ врага, совлекъ съ него головное украшеніе, сокрушилъ его царственные жезлы и такъ изрекъ томившимся въ преисподней узникамъ: «исходите, всѣ племена и языки; шествуйте къ Богу и Отцу и примите избавленіе отъ оковъ. Я извожу васъ изъ сего рабства на свободу, изъ сей тьмы на свѣтъ, изъ области мучителя во владычество Царя. Я, Христосъ, благовѣствую вамъ жизнь; и посему уже не бойтесь мучителя, но презирайте страхъ смертный, узы темничныя и всякія скорби. Не страшитесь полчища демонова, которое нынѣ побѣждено. Я — побѣдоносный Царь, пострадавшій на крестѣ за васъ плотію Своею». Итакъ, Христосъ воистину неодолимый и всемогущій Господь, — есть Тотъ сильный въ брани Царь славы, побѣдоносно узы окованныхъ разрѣшивый и сущихъ во гробахъ узниковъ изведшій, о Коемъ нѣкогда говорилъ Давидъ: возшедъ на высоту, плѣнилъ еси плѣнъ (Псал. 67, 19).

Страницы