16 Янв 2014

Житие, подвиги и чудеса Христа ради юродивого старца Макария Новопсковского, Марковского чудотворца

Еще есть много людей, живущих в Старобельськом, Новопсковском и Марковском районах Луганской области, которые помнят необыкновенного человека по имени Макарий. Слава о его прозорливости, чудесах, им творимых, разносилась далеко. К нему со своими скорбями, бедами, недоумениями стекалось множество людей. На людей, творящих беззаконие, он наводил страх своими обличениями и грозными предсказаниями. Но вот он скончался, земля скрыла от нас его тело. А память о нем не угасает. Теперь к его могилке идут боголюбивые люди и как у живого просят помощи. И как при жизни, так и сейчас он помогает притекающим к нему.
Старец Макарий, в миру Макар Андреевич Мордовцев, по прозвищу Бирюк, родился 30 марта (по н.ст.) 1894 года в Новопскове в семье православного священника. В крещении он был назван Макарием, в честь прп. Макария игумена Колязинского чудотворца, в день памяти которого родился. Отец его, священник Андрей, служил в местном храме, мать его звали Параскева, на ее плечах лежала нелегкая забота о домашнем хозяйстве и воспитании троих сыновей и дочери Василисы. Дедушка Макария был глубоко верующим человеком, хотя и был он обременен житейскими заботами, но в жизни старался подражать иночествующим, имя его осталось неизвестным. Когда он поставил на ноги своих детей, и внуков заявил им: «Все недвижимое хозяйство оставляю вам, а с движимого возьму столько, сколько нужно, чтобы добраться до Афона». Свое решение ему удалось осуществить: впоследствии он уехал на Святую Гору, где остаток жизни посвятил служению Богу, там и преставился. Уже в детском возрасте Макарий отличался от своих сверстников. Рос серьезным, молчаливым, имел совсем не детское рассуждение. Уклонялся он также детских игр, а если и бывал среди сверстников, то уклонялся пустых развлечений. Если дрался кто на улице среди детей, тех разнимал и вразумлял. Уже в раннем возрасте у него открылся дар прозорливости. Однажды, когда отец венчал в церкви пару молодожёнов, то обратил внимание на серьезное выражение лица своего сына и спросил его о том, что он видит. Тот ответил, что над головой жениха он видит сияние, а над головой невесты нет. «Почему так?» - спросил отец. «Потому, что жених девственник, а невеста уже не девица» - не по годам серьезно ответил Макарий. Когда у него в старости одна маленькая девочка спросила: «Дедушка, а когда вы стали прозорливым?» Он ей ответил, что у него духовное зрение открылось после того, как он во сне увидел свою будущую невесту.
Не прилеплялась душа Макария к земному и тленному. Когда, однажды он с братьями пас скотину, то услышал спор братьев о наследстве. Чтобы прекратить раздор он остановил их спор, сказав: «Возьмите мою часть, только не спорьте». Это устыдило его братьев и они более не спорили.
Когда Макарий достиг зрелости, стал взрослым парнем, родители решили женить его. Но он и не помышлял об этом, так как сердцем возлюбил лишь единого Бога, которому решил посвятить всю свою жизнь. Родители настаивали на своем, это заставляло его сильно скорбеть. Видя это, дедушка, он еще тогда жил с ними, дал внуку такой совет: «Ты родителям не противоречь, женись, долго с женой жить не будешь». Прошло немного времени и зимой поехали сватать ему невесту в соседнюю деревню, где по совету близких была на выданье хорошая девушка по имени Татьяна. Макарий ее никогда не видел. Когда приехали в её дом и родители завели принятый в подобном случае разговор, он сел на лавку, стоявшую в углу, и стал смотреть в покрытое изморозью окно. Ему стало скучно, и он попросил родителей на некоторое время отпустить его, якобы повидать приятеля, хотя никого из знакомых у него здесь не было. Макарий вышел на улицу и пошел по протоптанной в снегу дорожке. Навстречу ему шла девушка, та, которую они и приехали сватать. Она, не подозревая о том, что происходит в ее доме, возвращалась от подруги. Когда Макарий увидел ее, ему вдруг открылось, что это его будущая жена, и ему в один миг представилась вся их совместная жизнь. Пораженный видением он упал на колени. Девушка подошла к нему и удивленно спросила: «Что с Вами, Вам помочь подняться?» На что он ответил: «Я сам поднимусь, но если бы ты знала, что я видел, то тоже не устояла бы на ногах». Когда они вошли в дом, насчет свадьбы уже все было оговорено.
Сыграли свадьбу, началась семейная жизнь. Потекли дни, для новой четы, исполненные привычными для земледельцев трудами и заботами. Но недолго пришлось жить спокойно: свершилась революция, началась гражданская война, утвердилась новая безбожная власть. В это неспокойное время в 1921 году у них родился сын Иван. Смута коснулась и церкви, в которой в 20-е годы произошел раскол. Когда в Новопсковской церкви стали служить раскольники - обновленцы, а в Осиновском храме служили священники, оставшиеся верными Патриарху Тихону. Макарий стал ходить туда на службы, считая себя «тихоновцем», нелицеприятно обличая обновленцев.
В районе Новопскова на Луганщине подвизался Христа ради юродивый Емелиан, старец святой жизни. Его имя было известно очень многим, к нему шли за советом, исцелением, в безвыходных ситуациях безотрадной мирской жизни. И он, изобилуя благодатными дарованиями, оказывал помощь людям.
Когда пришло время ему отходить ко Господу, Емелиан с посохом в руке пришёл на поле к одному тайному подвижнику по имени Иосиф и сказал: «Иосиф, где ты был, я тебя так искал! Вот возьми этот посох, теперь ты его ещё подержи!» После этих слов Емелиан вручил Иосифу свой посох. С этого времени Иосиф начал юродствовать, став преемником старца Емелиана.

Страницы