18 Окт 2013
Жизнеописание, подвиги и чудеса блаженной инокини Параскевы.

«Два столпа, которыми держится Донбасс» - так верующий народ называет двух великих угодниц Христовых, просиявших в Луганской земле, блаженную инокиню Параскеву и ее ученицу монахиню Фаину. Кажется, что в связи с нравственным упадком нашего народа, исчезли и великие подвижники благочестия, сияющие подвигами и чудесами. Но, нет. Не оскудевает благодать Божия в Церкви Христовой и до сего дня. Пример этому – жизнь великой угодницы Христовой, блаженной инокини Параскевы, Христа ради юродивой и монахини Фаины. Но чтобы боголюбивому читателю был понятен смысл их жизни, особенно матушки Параскевы, мы сначала объясним., что же такое есть этот тяжкий подвиг юродства.
Блаженная инокиня Параскева приняла на себя подвиг юродства о Христе, этот труднейший и великий подвиг из любви к Богу и ближним. Она, одушевляемая Духом Божиим, добровольно отреклась при внутреннем самосознании от нормального человеческого разума, показывая себя безумной. Она сознательно себя считала страницей на земле, не имея здесь ни пристанища, ни радостей земных, надеясь получить гражданство и радость в небесном отечестве. Своей жизнью и поступками, не всем понятными, она служила для своих современников напоминанием о главной цели жизни человека на земле, одних резко обличая, других утешая, а иногда предсказывая будущее по данному ей от Бога дару прозорливости. Жизнь многолетнего скитальчества, усеянная всевозможными лишениями, довела дух ее до высокого совершенства. Она была добровольной мученицей, всегда умирающей для мира, плоти и диавола ради Царства небесного.
Насколько высок этот подвиг, настолько требует внимательной осторожности, дабы не быть обольщенной коварными злоухищрениями диавола. Поэтому она приняла на себя этот подвиг не самовольно, а по особому указанию Божию «Юродство – значит, собственно, безумие – юродство о Христе представляет собой особый, высший вид христианского подвижничества. Одушевляемые горячей ревностью и пламенной любовью к Богу, юродивые Христа ради, не довольствуясь всеми другими лишениями и самоотвержениями, отреклись от самого главного отличия человека в ряду земных существ – от обычного разума, добровольно принимая на себя вид безумного человека, не знающего ни приличия, ни чувства стыда, дозволяющего себе иногда, по-видимому, соблазнительные действия. При полном самосознании, представляясь умалишенными, юродивые Христа ради подвергались непрестанным оскорблениям, были почти всеми оставлены и отвержены; живя в обществе, они были не менее одиноки, как и живущие в диких пустынях. Отказавшись совершенно от всякой собственности, всех удобств и благ жизни, свободные от всяких привязанностей к земному, не имея определенного пристанища и подвергаясь всем случайностям бесприютного жизни, эти избранники Божии были как бы пришельцами из другого мира. Пища, одежда, казалось, не составляли для них существенной потребности и необходимой жизненной принадлежности. При всем том юродивые сохраняли всегда возвышенный дух, непрестанно возводили очи ума и сердца своего к Богу, постоянно горя духом пред Ним.
Перенося безвинно столько оскорблений и лишений, они были чужды и духовной гордости, считая себя великими грешниками. Юродство Христа ради - это произвольное, постоянное мученичество, постоянная борьба против себя, против мира и дьявола, и притом борьба самая трудная и тяжелая. Лишенные, по-видимому, просто здравого смысла человеческого, юродивые совершали, однако, такие гражданские подвиги любви к ближним, какие недоступны другим людям. Не стесняясь говорить правду в глаза никому, они своими словами или необыкновенными поступками то грозно обличали и поражали людей несправедливых и грешных, часто могучих и сильных мира, то радовали и утешали людей благочестивых и богобоязненных. Юродивые нередко вращались среди самых порочных членов общества с целью исправить их и спасти, и многих из таковых, отверженных, возвращали на путь истины и добра. Имея дар предсказывать будущее, они молитвами своими нередко избавляли сограждан от грозивших им бедствий и отвращали от них гнев Божий. При всей трудности, подвиг юродства требовал от святых подвижников и высокой мудрости, чтобы бесславие своё обращать во славу Божию и назидание ближним, не допуская в смешном ничего греховного, в кажущимся неблагопристойном ничего соблазнительного или обидного для других. Первые подвижники юродства о Христе явились весьма рано, в колыбели первоначального иночества – Египте, во второй половине IV века.
Для современных людей западного мировоззрения юродство вообще кажется излишним и подвиг юродивых бессмысленным. Но эти люди смотрят так потому, что сами удалились от Бога и не принимают того, что от Духа Божия. Истинный христианин совершено иного взгляда на труднейшее подвижничество – юродство. Он знает смысл этого подвига, его особенную возвышенность и трудность, его пригодность для достижения высшего нравственного совершенства, сообразность его с христианским учением и природой человека и благотворное влияние юродивых на окружающих.

Скачать: