08 Июл 2017


Письмо о положении в РИПЦ. Секретарь Синода РИПЦ, сменивший, без малого, около десятка юрисдикций, размышляет о последней как о "самой истинной". Последней ли?..

Дорогая ___ , Бог благословит!

Что сказать, ситуация с о. ___ печальна, но ее можно было предвидеть [речь идет о бывшем духовнике председателя Синода РИПЦ Архиепископа Тихона (Пасечника) протоиерее Василии Савельеве, настоятеле кафедрального прихода Омско-Сибирской епархии РИПЦ в Омске, где Арх.Тихон, в то время Леонид Пасечник, под руководством прот. Василия проходил воцерковление. В 2016 г. от Архиеп. Тихона и Синода РИПЦ отделилась большая группа духовенства и приходов Омско-Сибирской епархии во главе с прот. Василием Савельевым, присоединившись к епископу Трентонскому и Северо-Американскому Стефану (Сабальнику), еще раньше отделившемуся от Синода РИПЦ. - прим. Портала-Credo.Ru]. К сожалению, верующие не достаточно крепки, что бы занять твердую позицию, а клирики не достаточно духовно образованны, чтобы разобраться где Истина [напомним: чтобы разобраться, "где Истина", прот. Виктор Мелехов сменил несколько греческих и несколько русских юрисдикций ИПЦ, в большинстве из них он занимал важные административные должности; например, в РПЦЗ(В) он был секретарем Синода, обвиняя в то время РИПЦ и ее первоиерарха Архиепископа Лазаря (Журбенко) "в расколе". - Прим. Портала-Credo.Ru]. Должны ли мы удивляться? Мы являемся свидетелями наступления последних времен. Нынешние события (как момент в череде непрерывной последовательности) представляют собой последствия переходной, временной фазы или состояния общества, - его образа жизни. Этот "момент" не является нейтральным состоянием, и нет оснований ожидать, что он сменится чем-то лучшим. Мы наблюдаем рост апостасии, которая ведет к падению морали. Верующие, наши приходы, общины и монастыри не имеют иммунитета к этому разлагающему окружению. Мы "дышим одним и тем же воздухом". Для изменения в лучшую сторону каждому необходимо покаяние, - восстановление веры и отвержение греха. По мере того, как апостасия становится все более глобальной, становится все сложнее надеяться на общее покаяние. Когда мы видим повсеместный рост апостасии, мы должны ожидать пропорционального умаления Церкви, в той мере, в какой ее становится сложнее найти.

Так как все сложнее становится принимать правильные решения, те, кто недостаточно проницательны и недостаточно духовно подготовлены, такие как Епископ Стефан, его духовенство и те, кто за ними следует, постепенно становятся жертвами на этом пути [епископ Стефан прекратил поминовение Архиеп. Тихона, обвинив Синод РИПЦ в ряде серьезных канонических преступлений, в частности, в сокрытии на протяжении нескольких лет от еп. Стефана - члена Синода РИПЦ - синодальных решений, на что Синод не среагировал, обвинив еп. Стефана в расколе. После этого еп. Стефан окончательно вышел из Синода РИПЦ, прекратив евхаристическое общение с ее епископатом . - Прим. Портала-Credo.Ru]. Для некоторых, это может показаться удивительным. Разве не они, недавно, крепко держались за Истину, через отказ соединиться с Московским Патриархатом, в то время как остальная часть РПЦЗ смиренно пошла на эту духовную казнь? Что же, как показала РПЦЗ, есть люди, которые делают неправильные поступки из-за неправильных причин. И, как мы наблюдаем, есть те, кто делают правильные поступки, исходя из неправильной мотивации. Удачный поступок, совершенный исходя из неверных предположений, напоминает заучивание ответов на тест в школе. Этот набор ответов может хорошо послужить один раз, но если вы не знаете, как прийти к таким ответам, то он может в другой раз не подойти.

Думаю, что Епископ Стефан и те, кто с ним, упустили некоторый важный момент в понимании современной Церковной экклезиологии. Должен сказать, что из бесед и переписки, мне стало ясно, что они едва ли понимают значение этого слова. Он знали, что Московский Патриархат плох и нежелателен, но не могли сформулировать, почему это так. С такой позицией, вопрос о Благодати в МП становится спорным [епископ Стефан никогда не заявлял о наличии благодати в Московской патриархии, напротив, известны его высказывания прямо противоположного характера. - Прим. Портала-Credo.Ru]. Они никогда не слышали о киприанизме, хотя их епископы провозгласили его своей собственной экклезиологией (опять это слово) [епископ Стефан неоднократно выступал с критикой "киприанизма". - Прим. Портала-Credo.Ru]. Их понимание экуменизма было слабым. Их связь с Церковью была определена больше этнически, чем духовно. В их понимании Истинной Церковью Христовой была РПЦЗ. Зная, что РПЦЗ приняла решение объединиться с МП годами ранее, они были в недоумении до последнего. Когда РПЦЗ присоединилась к "плохой" МП, они правильно приняли решение не соединятся (хороший ответ!). Теперь, когда они должны принять решение что делать дальше, они пытаются воссоздать РПЦЗ такой, какой они ее знали (плохой ответ!). Возникает невнятный вопрос: какую РПЦЗ вы знали? По сей день, десять лет спустя, они все еще не могут согласится. Они спорят: мы должны быть, как РПЦЗ при Свв. Митр. Филарете, Митр. Виталии или при Митр. Лавре [в существующей в ИПЦ дискуссии о том, какой должна быть воссозданная РПЦЗ и нужно ли вообще восстанавливать РПЦЗ в ее прежнем виде, никто никогда не упоминал имя митр. Лавра (Шкурло) и не рассуждал о возможности восстановления РПЦЗ его времен. - Прим. Портала-Credo.Ru]. Вместо того, чтобы искать и обратить внимание на основание Святых Отцов Церкви, они стали почитателями РПЦЗ, ищут основание на историческом фрагменте РПЦЗ, с которой они столкнулись (в России или за рубежом), или воображают то, что сами запомнили; - это рецепт катастрофы (т.е. апостасия), который все еще может привести их в МП.

Страницы