19 Авг 2017


Письма о Церкви къ духовному сыну.


Мы не должны слѣдовать линіи «Бо́стонскаго православія», ‒ которое, въ дѣйствительности, является разновидностью «реформированнаго» Православія, отличающегося тѣмъ, что, хотя по видимости оно «правильное», но въ дѣйствительности лежитъ внѣ Православной традиціи и создано человѣческимъ умомъ. Это является ужаснымъ искушеніемъ нашего времени, и въ него, вѣроятно, впаде́тъ большинство новообращенныхъ. Мы боимся, что всѣ наши статьи о зело́тахъ, написанные въ послѣдніе го́ды, помогли созданію этого монастыря. Въ будущемъ намъ нужно больше удѣлять вниманія аромату Православія, безъ котораго зелотство безсмысленно и даже вредно.
«Правое крыло» Православія (здѣсь отецъ Серафимъ имѣлъ въ ви-

ду нѣ́которыхъ греческихъ старостильниковъ) въ будущемъ, вѣроятно, раздѣ́лится на множество небольшихъ юрисдикцій, основная часть которыхъ будетъ бороться съ другими юрисдикціями и предавать ихъ анаѳемѣ. Для насъ было бы достаточно, если бы наша Руская Православная Церковь Заграницей смогла остаться въ цѣ́лости и смогла сохранить вѣрное направленіе ‒ безъ уклоненія влѣво, какъ реакціи противъ зелотовъ. Мы должны поддерживать существующіе контакты съ рускими кли́риками старшаго поколѣнія, даже если нѣ́которые изъ нихъ кажутся намъ либеральными; въ противномъ случаѣ мы просто потеряемся въ джунгляхъ, которые состоятъ изъ зелотовъ и разраста́ются вокругъ насъ.
Прежде всего, конечно же, нашими учителя́ми должны быть столпы́ старшаго поколѣнія: Владыки Іоаннъ (Максимо́вичъ) и Аверкій (Та́ушевъ) и подобные имъ.
Мы тѣ, кто хочетъ оставаться пре́даннымъ настоящей традиціи Православія, должны будемъ стать ревнителями и быть твердыми въ нашей православности, но при этомъ мы не должны становиться фанатиками* и не должны учить нашихъ епископовъ, какъ имъ слѣдуетъ себя вести. Прежде всего намъ до́лжно стремиться сохранить настоящее благоуханіе Православія, при этомъ мы немного должны быть «не отъ міра сего́», отдѣли́ться отъ всѣхъ заботъ и всѣхъ видовъ политики, даже касающихся Церкви, питаться сверхъестественной пищей, которую Церковь даетъ намъ въ изобиліи. Старшій Макарій хорошо написалъ въ своемъ письмѣ: «Фанати́змъ ограничиваетъ способность человѣка мыслить, въ то время какъ настоящая Вѣра даетъ человѣку свободу. Эта свобода проявляется въ твердости человѣка во всѣхъ возможныхъ случаяхъ, въ удачѣ и въ го́рѣ».
Пи́сьма отца Серафима (Роуза). Третiй день Праздника Троицы 1976 г.
______________________________

Десять лѣтъ тому назадъ неожиданно скончался вѣрный сынъ Руской Зарубежной Церкви, аске́тъ и духовный писатель, іеромонахъ Серафимъ (Ро́узъ). Его труды извѣстны не только англоязычнымъ читателямъ, но переведены и и́зданы на рускомъ языкѣ и пользуются больши́мъ успѣхомъ въ Росіи. Главные те́зисы въ писа́ніяхъ о. Серафима: сохраненіе воззрѣ́нія, что православные «не отъ мíра сего́»; развитіе въ себѣ свя́то-оте́ческаго мышленія; вѣрность не столь внѣшнеорганизаціо́нному «офицiальному» Православію, сколь его неповрежденному ду́ху. Досе́лѣ наиболѣе извѣстны высказыванія о. Серафима по вопросамъ современныхъ явленій и состоянія души послѣ смерти, а его экклезіологи́ческіе воззрѣнія предаю́тся молчанію. Поэтому мы обратились къ духовному сыну о. Серафима, – священнику Алексѣю Іо́нгъ, одному изъ самыхъ близкихъ ему лицъ, съ просьбой прислать намъ матерiалы на эту тему*. Ниже помѣщаемъ нѣ́которые письма о. іеромонаха Серафима къ о, Алексѣю Іо́нгъ по церковнымъ вопросамъ. Редакція.
*Слѣдуетъ отмѣтить для читателей въ Росіи, что о. Серафимъ былъ іеромонахомъ Руской Зарубежной Церкви. Въ Ней онъ при́нялъ крещеніе, въ Ней получилъ монашескій по́стригъ и священническій санъ и въ Ней скончался. Послѣ кончины о. Серафима игуменъ пла́тинскаго монастыря, гдѣ о. Серафимъ подвизался, о. Ге́рманъ (Подмоше́нскій) былъ запрещенъ въ священнослуженіи, ушелъ изъ Зарубежной Церкви, не дождавшись духовнаго суда, былъ лишенъ сана, а теперь возглавляетъ группу т.н. «германи́товъ» (въ США очень популярно создавать культы личностей. Эти культы обычно носятъ имена ихъ создателей и непогрѣшимыхъ возглавителей, или «старцевъ») – Въ Росіи о. Германъ извѣстенъ по издаваемому имъ журналу «Русскій паломникъ». Все духовенство, ра́нѣе окормля́вшееся въ пла́тинскомъ монастырѣ, отошло отъ о. Германа и осталось вѣрнымъ Святой Церкви.
______________________________

Страницы