15 Апр 2017


Пасхальное послание митрополита Филарета(Вознесенского).



Воскресение Христово


   

«Христос Воскресе!»

   Из Церковной истории известно, что в недавнее сравнительно время (особенно в 19-м столетии), среди неправославных богословов и ученых, появились многие, которые, по существу уже ничего христианского в своих убеждениях не сохранили, и с самой разрушительной критикой обрушились на основные истины нашей веры, в особенности же на 4 наших Евангелия. Каких только исследований ни делалось, каких только научных трактатов ни писалось для того, чтобы доказать, что наши Святые Евангелия не принадлежат апостолам Марку, Матфею, Луке и Иоанну, а просто кем-то придуманы, составлены, сочинены значительно позднее.
   Тут нужно сказать, что в последнее время, особенно же при блаженнейшем митрополите Антонии, наша православная богословская наука отвечая рационалистическим нападкам и критике, – до основания разбила и развенчала их, ясно и с полной несомненностью доказав, что наши Евангелия являются настоящими подлинниками и написаны именно теми лицами, теми евангелистами, имена которых они носят. Здесь получилось так, что эти критики, сами того не ожидая, сыграли большую роль в установлении несомненной истинности наших Евангелий. Это подобно тому, как когда-то в Японии, когда приехал туда (будучи еще молодым иеромонахом), незабвенный «апостол Японский» – архиепископ Николай, и стал проповедовать Православие (каковая проповедь тогда в Японии запрещалась), к нему пришел убежденный, горячий, пламенеющий своей языческой верой, шинтоисский жрец по имени Савабе; пришел с обнаженным мечем и сказал: «Если ты не прекратишь проповедь твоей веры, то я убью тебя вот этим самым мечем». Иеромонах Николай на это спокойно ему ответил: «Можешь, – я смерти не боюсь, но я вижу, что ты человек убежденный, честный и советую тебе сначала ознакомиться с нашей верой... Скажи, как можешь ты так решительно ее отвергать, как можешь принимать такие решительные меры, когда ты ее совсем не знаешь? Если ты порядочный и искренний человек, – то ознакомься с ней сначала: «Ты прав», – сказал Савабе, ушел от иеромонаха Николая, стал изучать христианство, и неожиданно для себя и других, стал убежденнейшим православным христианином, истинным «мужем подвига», и когда засиял светильник «апостола Японии», – архиепископа Николая, то одним из ближайших его сотрудников был настоятель Собора – старец протоиерей Павел Савабе.
   То, что произошло с нашими Евангелиями, произошло в частности, и с основной истиной этих Евангелий – истиной Воскресения Христова. Как только ни обрушивалась на нее отрицательная критика, каких только объяснений и толкований она ни придумывала! Характерно, однако, здесь вот что: если человек, почему-либо не хочет принять или понять истины веры, то он хватается за любое объяснение, даже явно неправдоподобное – лишь бы только за него уцепиться, и этим как-то успокоить свою сговорчивую совесть. И вот, когда эти мыслители и «богословы» боролись с признанием истины Воскресения, их утверждения и попытки объяснить в духе неверия и отрицания евангельские повествования о Воскресении Господа Иисуса Христа сводились, главным образом, к трем гипотезам:
   Первая из них – самая старая; вы о ней слышали в Великую Субботу при чтении Св. Евангелия: там повествуется о том как воины, пораженные явлением Ангела, отвалившего камень от двери гроба, с ужасом побежали к книжникам и фарисеям и рассказали о произшедшем; те же, дав воинам денег и подкупив их этим, сказали им: «скажите, что, когда мы спали – ученики при шли ночью и Его украли» (Мф.28:13). При этом евангелист Матфей, передавая это глупое объяснение, говорит: «И промчеся слово это во Иудеи даже до сего дне» (даже доныне) (Мф.28:15). Он говорил это о своем времени, вскоре после Воскресения, а мы можем повторить его слова с полным правом, что промчалось это слово «и до сего дне» – и до наших дней. Сейчас, теперь, почти две тысячи лет спустя, несмотря на всю свою абсурдность, этого «объяснения», находятся люди, которые все еще пытаются поддерживать этот абсурд (особенно среди безбожников в бывшем СССР).
   Из книги Деяний Апостольских (Деян.12), мы знаем, что воины, которые стерегли апостола Петра, не заметили, как Ангел чудесным образом, ночью вывел его из темницы. Утром оказалось, что стража находится на месте, запоры невредимы, но Апостола нет. Что могли сказать воины? Произошло что-то совершенно непонятное и необъяснимое. Однако же царь Ирод, разобрав это дело, приказал воинов казнить, потому что при тогдашней железной дисциплине римский солдат своей головой отвечал за то, что он охранял. Уже по этой одной причине Римская стража должна была поставить для охраны Гроба Господня своих отборных солдат. Это во-первых. Во-вторых, спящий не является да и не может быть свидетелем. Они могли только сказать – «мы проспали», и больше ничего. А говорить то, что «ученики унесли, когда мы спали» – недоказанное утверждение. Спящий – не свидетель; если они видели, то, значит, не спали, а если не спали, то почему же не остановили?.. Как мы видим, это – совершенно неправдоподобная выдумка; но за нее в свое время уцепились книжники и фарисеи, а в наше время ухватились теперешние большевики. Несмотря на все явное неправдоподобие этой выдумки...

Страницы