24 Дек 2016


Памяти катакомбного исповедника Георгия Степановича Чеснокова


2 июня 2012 года на станции Тресвятской под Воронежем в возрасте 84-х лет скончался один из старейших воронежских катакомбников Георгий Степанович Чесноков. Его знали, без преувеличения, почти во всех катакомбных приходах на территории не только России, но и всего бывшего Советского Союза. Часто к нему приезжали истинно-православные из Сибири, с Кавказа, Казахстана, Кубани и из других областей. Раб Божий Георгий являлся тонкой, но прочной связующей нитью между различными общинами ИПХ, в то же самое время будучи неким «индикатором» доверия. Ведь если того или иного человека порекомендовал Георгий, значит, ему можно доверять…
Этот человек прожил действительно великую жизнь, жизнь Исповедника. О том, какова была эта жизнь, рассказывает сын Георгия Степановича, Павел:

«Родился мой отец Чесноков Георгий Степанович 6 мая 1928 года в селе Куймань (нынешняя Липецкая обл.) в многодетной семье. Богобоязненность его родителей не позволяла их семье трудиться в советских колхозах и обучаться в школах. Уже с юных лет Георгий, воспитываемый в постах и молитвах, помогал отцу в работах, оказываемых по найму (копали людям огороды, помогали по хозяйству) за кусок хлеба. Также приходилось просить милостыню.

В 1943 году брат отца моего был призван на фронт, где в 1945 году, незадолго до окончания войны, погиб, а сестру Марию сослали на 14 лет на Колыму. В 1944 году моих деда, бабушку и отца с сестрами за отказ работать в советском колхозе сослали в Сибирь, в Томскую область. При этом Георгия с его сестрой Натальей (ныне инокиня Нина) отправили в детдом. Из детдома мой отец решает бежать к родителям. С ним – сестра и другие обитатели детдома. Молясь в пути и питаясь подаяниями, прячась от погони и ночуя в тайге, милостию Божиею они приходят к своему дому. В пути же они находились 14 суток (!). Встречает их глухой и ослабленный отец (мой дед Степан) и говорит: “Маму вашу посадили в тюрьму за отказ от советских документов и работы в колхозе”…

В 1950 году по этой же причине посадили и моего отца на 6 месяцев.

Все это время отец мой не признавал раскольническую сергианскую церковь и, тайно собираясь ночами на богослужения, искал истину.

К тому времени он зарабатывал на жизнь столярным и плотницким делом, чему его обучил дед.

В 1960 году власть предложила им съехать с Сибирской земли, как неугодным. Отец выбрал Казахстан. С ним с Сибири потянулись такие же верующие, не признающие сергианство. Прибыв в Казахстан (г. Щучинск), отец мой знакомится с верующими катакомбниками, тайно поддерживающими связь между собой. Как рассказывал мне отец – его счастью не было предела. К этому времени он остается без своих родителей.

В 1966 году отец женится и едет венчаться к уже знакомому ему к тому времени катакомбному священнику о. Игнатию (Склярову) в Воронеж. Венчание совершается тайно, под покровом ночи.

С сего момента мой отец, ведя тайную переписку с образовавшимся новым кругом верующих единомышленников и познавая истину, укореняется в истинности Церкви Катакомбной…

Тайно, ночами, добираясь до условленного места огородами, катакомбники совершали домашние моления по церковным праздникам. За плотно занавешенными окнами тихонько пелись песнопения, читались праздничные стихиры и псалмы… Души требовали исповеди и причастия Святых Христовых Тайн. Грехи писали, запечатывали в конверты, и какая-нибудь из молящихся бабушек, не вызывающая подозрения у власти, доставляла исповедные письма священнику.

Жили мы уже большой и дружной общиной. У моих родителей начались на работе трения с начальством по поводу вступления в профсоюз. Боясь греха, родители наотрез отказывались. Отца, работавшего на железной дороге, стали заставлять вступить в партию как добросовестного работника. Он отказывался даже под угрозой увольнения, чем сильно обидел руководство.

В августе 1985 года в нашем доме свершилась огромная радость – Владыка Лазарь (Журбенко), узнав о нашей общине, сам пожелал побыть у нас и познакомиться с моим отцом. Таким радостным отца я давно не видел. В течение 2-х недель, что Владыка пребывал у нас, по ночам к нему приходили люди, совершались молебны и проходили беседы. И по отъезде от нас Владыки Лазаря, отец сохранял с ним постоянный контакт. Иногда он бывал у Вл. Лазаря на Кубани.

Страницы