20 Ноя 2019


Отдел 9. Богослужение праздничное



Протоиерей Дьяченко Григорий


Общие понятия о праздничном богослужении
Беседа № 1. О необходимости и спасительности почитания праздников Православной Церкви
I. Христианские праздники суть такие дни, которые должны быть посвящаемы на служение Богу и Господу нашему Иисусу Христу и в которые мы должны отложить всякое житейское попечение, оставить все обычные наши занятия и дела. Посредством праздников Православной Церкви наглядно изображаются все благодатные дары христианства.

II. Праздники установлены Богом. Самый древний и распространенный праздник есть день недельный: начало его совпадает с появлением первого человека на земле. Когда и для чего он установлен? Об этом ясное свидетельство находим в книге Бытия. Вслед за рассказом о сотворении мира в ней говорится: «И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал» (Быт. 2:3). Всемогущий Творец таким распорядком Своей деятельности подал людям пример, чтобы и они шесть дней трудились, а в седьмой прекращали свои дела. Но не в одном только покое отличие седьмого дня от прочих дней недели: Бог не только почил в этот день, но благословил и освятил его, т. е. день этот есть день радостный и день святой, или священный. Покой, или прекращение всякой работы, в день седьмой служит только средством его освящения, необходимым его условием, без соблюдения которого невозможно было достигнуть действительного посвящения субботнего дня Господу. Из десяти заповедей, данных Богом при Синае и содержащих в себе весь нравственный закон, четвертая обязывает человека шесть дней работать, а в седьмой прекращать свои дела и служить Богу (Исх. 20:8–10). Сознавая важность этой заповеди, евреи со всею строгостью исполняли ее. Как же евреи посвящали субботу на служение Богу, в чем состояло их служение? Служение Богу состояло в том, что народ собирался в скинию или в храм, где совершались молитвы, были приносимы жертвы происходило чтение и изъяснение Св. Писания. Кроме субботы, в ветхозаветной Церкви были и другие дни, посвященные воспоминанию важнейших событий в жизни народа еврейского, каковы: Пасха, праздник Опресноков, Пятидесятница, День Очищения, Кущей, Пурим и др. Сам Господь наш Иисус Христос освятил иудейские праздники: 12-ти летним отроком Он ходил в Иерусалим на праздник Пасхи; в субботу Он приходил во храм, когда бывал в Иерусалиме, или в синагогу, если находился вне Иерусалима; молился там, читал и объяснял закон и учил людей, а также совершал дела милосердия. С пришествием Иисуса Христа потерял значение обрядовый ветхозаветный закон, а религиозно-нравственный закон сохраняет свою силу, и Десятословие, хотя дано было евреям, обязательно для всех христиан. Но мы, христиане, вместо седьмого дня, субботы, посвящаем на служение Богу первый день недели, воскресный, в воспоминание воскресения Господа нашего Иисуса Христа. Празднование воскресного дня началось при апостолах: в книге Деяний рассказывается, что ученики апостольские и вместе с ними ап. Павел собирались для преломления хлеба в первый день недели (Деян. 20:7). В воскресный день все верующие собирались вместе, молились, пели гимны, слушали чтение Св. Писания и проповедь, которая по преимуществу состояла в объяснении прочитанного отдела Св. Писания, участвовали в Таинстве Евхаристии; тогда же производился сбор в пользу бедных и нуждающихся братий (1Кор. 16:2). В течение трех первых веков христианства воскресный день строго соблюдался как день святой радости и благодарения.

Для ежегодного воспоминания о великих событиях истории искупления человеческого рода первенствующие христиане, по примеру Церкви ветхозаветной, кроме дня воскресного, установили празднества в некоторые другие дни. Из числа таких дней особенно почитался праздник Пасхи, заключавший в себе воспоминание о распятии и воскресении Господа нашего Иисуса Христа; праздновали христиане также день Вознесения Господня, Пятидесятницы, Рождества Христова и Богоявления; с течением времени установлены были праздники в честь Пресвятой Богородицы и прочих святых.

а) Признавая праздники полезным и благочестивым учреждением, Св. Церковь всегда сообщала празднованию их светлый, торжественный характер. Необходимым условием празднования Церковь всегда считала совершение Таинства Евхаристии, которое само по себе есть торжественнейшее христианское богослужение, и участие в общественном богослужении в эти дни Церковь вменяла в обязанность своим чадам, под угрозою духовного наказания (Сардикский собор, прав. 11; Лаодикийский, прав. 29, Гангрский, прав. 5, 6).

Сообразно этому должна была устрояться и вся жизнь христиан в праздничные дни. Они должны были освобождать себя от мирских занятий и трудов, не омрачать празднования ни увеселениями, ни пиршествами, но освящать их благотворениями в пользу Церкви. Празднование праздников в духе светлой радости, в противоположность праздности и чувственной разнузданности, сопровождавшей языческие праздники, Церковь считала так целесообразным, что когда государство взяло Церковь под свое покровительство (с IV в.), то она призвала к охранению святости праздников и гражданскую власть. Покровительствовавшие Церкви императоры издали в IV-VI веках законы, которыми запрещалось нарушать святость праздников отправлением общественных должностей и судопроизводства; запрещены были также оскорбляющие христианское чувство забавы и увеселения, как-то: театральные представления, поединки и конские скачки в амфитеатрах. Св. Константин Великий запретил производить в воскресные дни торговлю, и это постановление впоследствии подтверждено законом императора Юстиниана.

Страницы