20 Ноя 2019


Отдел 8. О богослужении недельном седмичном



Протоиерей Дьяченко Григорий


Беседа № 1. О богослужении дней седмицы
I. «Скажите мне, – говорил некогда один древний учитель христианам своего времени, – скажите мне вы, приходящие в Церковь только в дни праздничные: другие дни недели не также ли праздники, не также ли дни Господни и как бы дни воскресные? Только иудеям свойственно дни различать, и потому-то Господь сказал, что праздников их ненавидит душа Его, а христианин, напротив, смотрит на все дни, как на дни Господни, даже более – как на дни пасхальные, потому что в каждый из них на Божественной литургии закалается агнец Божий и все ему причащаются». Таков, по мысли благочестивой древности, должен быть у христианина взгляд на дни жизни своей! Все они должны быть посвящены Богу и ни один из них не должен проходить без славословия и благодарения Богу. И святая Церковь не только подобно Давиду возвещает имя Господне «вечером и утром и в полдень» (Пс. 54:18), не только освящает молитвою вместе с пророками и апостолами важнейшие часы дня: первый, третий, шестой и девятый, но и все эти молитвословия ежедневно разнообразит новыми песнопениями в честь Господа или святых Его, так что каждый день седмицы освящен у нее каким-нибудь воспоминанием.

II. Седмица по уставу Церкви, начинается с вечера субботы. Такое счисление дня возводит мысль нашу чрез целый ряд веков к самому первому дню творения, когда, по глаголу Божию, «и был вечер, и было утро: день один» (Быт. 1:5); равно напоминает и тот вечер, который предшествовал светлому дню воскресения и в который Спаситель, совершив дело нашего искупления, почил плотию во гробе, а духом сошедши в преисподняя, истощил, по слову Церкви, вся адова царствия.

Воспоминанию славного воскресения Христова посвящены все церковные песнопения воскресного дня. Но среди хвалебных песней в честь сего новозаветного события, Церковь не оставляет без внимания и первоначальной Божественной заповеди о седьмом дне, по которой день сей должен напоминать человеку о Боге, как Творце и Промыслителе всех тварей. В глубокую полночь она собирает верных для славословия «всемогущей, животворящей и светоначальной святой Троицы, мирную (видимую) и премирную (невидимую) тварь ради единой благости от несущих приведшей и о ней промышляющей и в троичных канонах, певаемых на воскресной полунощнице, песнословит Триипостасного Бога, преимущественно как Зиждителя мира видимого и невидимого.

Понедельник каждой седмицы посвящен воспоминанию бесплотных сил – может быть, потому, что ангелы сотворены были прежде всякой видимой твари. Ублажая их еженедельно в сей день благохвалениями, Св. Церковь воздает справедливую дань благодарения сим споспешникам нашего спасения, ныне посылаемым в мир «на служение для тех, которые имеют наследовать спасение» (Евр. 1:14). Она молит их, как непосредственно предстоящих Св. Троице, возносить пред Бога молитвы святых (Откр. 8:3) и охранять верных «кровом крыл невещественныя своея славы».

Во вторник Церковь совершает память св. пророка предтечи и крестителя Иоанна. Многие из пророков, подобно Иоанну, предвозвестили пришествие Спасителя и славны были святою жизнию, многие также положили душу свою за исповедание истины, но, по суду Самого Спасителя, «из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя; но меньший в Царстве Небесном больше его» (Мф. 11:11). Высокое достоинство его так выражает Церковь в одной из хвалебных стихир своих: «Проповедниче Христов и крестителю, ангеле, апостоле, мучениче, пророче, предтече, свещниче, друже, ближний, пророков печать, в рожденных пречестнейший, ходатаю ветхия и новыя благодати, свеглый Слова гласе, твоими ходатайствы молитвы исправи!» (стих. вечер. гл. 2). Вот почему память Крестителя Христова всегда была в глубоком уважении у христиан, которые еще в древности его же изображениями преимущественно любили украшать места молитвенных собраний своих и особенно крещальни. Вот почему и Св. Церковь уставила особый день для еженедельного чествования памяти св. Предтечи.

Среда и пяток каждой седмицы посвящены воспоминанию страстей Христовых по древнейшему апостольскому установлению. В 69 правиле св. апостол говорится: «Аще кто епископ, пресвитер, или диакон, или иподиакон, или чтец, или певец не постится в Св. Четыредесятницу пред Пасхою, или в среду, или в пяток, кроме препятствия от немощи телесныя, да будет извержен, аще же мирянин, да будет отлучен». В Постановлениях апостольских изъясняется и самая причина поста в эти дни, которую так излагает св. Епифаний: «В среду и пяток пост до часа девятого, потому что в среду предан был Господь, а в пяток распят. Апостолы предали в сии дни совершать пост в исполнение того, что сказано: »Придут дни, когда отниметсяу нихжених, и тогда будут поститься в те дни« (Мк. 2:20)». Благоговейно славословя Распятого за нас, Св. Церковь ублажает в эти дни и самое орудие нашего искупления – Животворящий Крест Господень, и прибавляет несколько стихир и песней в воспоминание пресвятой Девы, сострадавшей распятому Господу (крестобогородичен).

Страницы