20 Ноя 2019


Отдел 6. Об отношениях христиан к священному храму и богослужению



Протоиерей Дьяченко Григорий


Беседа № 1. О милостыне при входе в церковь
I. Как в преддвериях молитвенных домов, говорит св. Златоуст, обыкновенно устрояют умывальницы, чтобы идущие молиться Богу сначала омыли руки и тогда простирали их на молитву так и бедных отцы поставили пред дверями подобно источникам и умывальницам, чтобы мы, как умываем руки водою, так очищая наперед душу человеколюбием, потом приступали к молитве.

II. Подлинно, не так вода по природе своей омывает нечистоту тела, как милостыня силою своею истребляет нечистоту души. Посему как ты не осмеливаешься войти на молитву с неумытыми руками, хотя это небольшой недостаток, так не входи на молитву и без милостыни. Притом часто имея и чистые руки, мы не простираем их на молитву, не омыв их наперед водою, такова привычка! То же будем делать с милостынею. Хотя бы и не сознавши за собою никакого великого греха, однако будем очищать свою совесть милостынею. Ты на торжище приобрел себе много дурного, враг раздражил тебя; судия принудил тебя сделать что-нибудь не надлежащее, ты произнес несколько непристойных слов, друг склонил тебя сделать что-нибудь греховное, и ты во многом другом преступился, в чем легко проступиться человеку, обращающемуся на торжище, заседающему в судилищах, участвующему в городских делах, во всем этом ты приходишь просить у Бога прощения и оправдания. Положи же серебра в руки бедных и омой эти нечистоты, чтобы тебе с дерзновением вознести молитву к Тому, Кто может отпустить тебе грехи.

Если ты поставишь себе в обычай никогда не входить в это священное преддверие без милостыни, то, волею или неволею, никогда не опустишь этого доброго дела; такова привычка, и так, подобно тому, как ты не позволяешь себе молиться с неомытыми руками, потому что однажды навсегда поставил себе это в привычку, так и в отношении к милостыне, если ты поставишь ее себе законом, то, волею или неволею, будешь исполнять это ежедневно, побуждаясь привычкою. Молитва есть огонь, особенно когда она воссылается трезвенною и бодрствующею душою; но этот огонь имеет нужду и в елее, чтобы достигнуть до самых небесных сводов; а елей для этого огня есть не что иное, как милостыня. Подливай же этого елея обильно, чтобы, ободряясь добрым делом, ты мог совершать молитвы с большим дерзновением и большим усердием. Как незнающие за собою ничего доброго не могут и молиться с дерзновением, так сделавшие что-нибудь доброе и после такого праведного дела приступающие к молитве, ободряясь воспоминанием о сделанном добре, возносят молитву с большим усердием. Посему, дабы наша молитва сделалась сильнее и от того, если наша душа во время моления будет ободряться воспоминанием о добрых делах, будем приходишь на молитву с милостынею и тщательно помнить все сказанное; а больше всего другого соблюдайте в памяти то мое сравнение, по которому я сказал, что бедные, стоя пред дверями молитвенных домов, выполняют такую же услугу по отношению к душе, какую умывальница в отношении к телу, и изречение Писания: «Никто не должен являться пред лице Господа с пустыми реками» (Втор. 16:16). Если это было заповедано иудеям, то не тем ли более нам? Для того бедные и стоят у дверей церковных, чтобы никто не входил с пустыми руками, но вступал с милостынею. Ты входишь, дабы получить себе милость, окажи же сам наперед милость; кто приходит после, тот должен подать больше; когда уже мы сделаем начало, то следующий должен положить больше. Сделай должником Бога, и потом проси Его; дай Ему в заем, и потом требуй, чтобы получить с прибытком. Бог хочет этого и не отвергает Если ты просишь Его с милостынею, то Он благоволит к тебе, если просишь Его с милостынею, то даешь Ему в заем и получишь прибыток. Так внушаю вам, не за воздеяние рук можно быть услышанным, простирай руки свои не к небу, а к рукам бедных Если ты будешь простирать руки к рукам бедных, то достигнешь самой высоты неба; ибо там восседает Тот, Кто принимает милостыню; а если станешь воздевать руки без плода, то не получишь никакой пользы. Скажи мне: если бы пришел к тебе царь в порфире и стал просить тебя, то не отдал ли бы ты ему охотно всего имущества? Ныне же просит тебя устами бедных Царь не земной, а небесный, и ты стоишь, не обращая на Него внимания, и откладываешь подаяние... Какого ты достоин за это наказания! Подлинно, не за воздеяние рук и не за множество слов, но за дела можно быть услышанным; ибо послушай, что говорит пророк: «Когда вы простираете руки ваши. Я закрываю от вас очи Мои; и когда вы умножаете моления ваши, Я не слышу: ваши руки полны крови» (Ис. 1:15). Кто имеет нужду в милости, тому следовало бы молчать и не воздевать руку к небу; а он еще смеет многоглагольствовать! Между тем, что говорит пророк: «Научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову" (Ис. 1:17).

III. Таким образом, мы можем быть услышаны, хотя бы и не воздевали рук наших, хотя бы и ничего не говорили и ни о чем не просили. (Из «Творений» св. Иоанна Златоустого).

Беседа № 2. О приношениях в храм
I. По обязанности пастырей блюсти благочиние церковное, я имею нужду́ обратиться к вам, возлюбленные чада мои о Господе, с словом пастырского совета и увещания.

II. Вы любите святую Православную Церковь, посещаете в урочные времена храмы Божии, с усердием их созидаете и украшаете; видя это, мы радуемся о вас и благодарим за вас Господа возгревающего благодатию Своею в сердцах ваших благоговение и любовь к Нему. Но и при искренней любви к Господу, св. Его Церкви и храмам Божиим, когда нет с нашей стороны ко всему нашему поведению должного внимания и осторожности, легко можно допустить действия, которые не соответствуют этой самой любви нашей и благоговению к Богу.

Страницы