20 Ноя 2019


Отдел 5. О составных частях христианского богослужения



Протоиерей Дьяченко Григорий


А. О Церковном пении
Беседа № 1. О том, как пели древние христиане
I. Христианское богослужение, братья, состоит, кроме священных обрядов, из пения священных песнопений, молитв, чтения Священного Писания, совершения св. таинств и проповедания слова Божия.

Скажем сначала о церковном пении и прежде всего обратимся к вопросу: как пели древние христиане?

II. а) У древних христиан были различные роды пения:

Иногда пел один только певец, а все прочие верующие молча слушали. Так пели, например, у египетских пустынников: у них во время богослужения пел один мерно и благозвучно псалмы, а другие молча, слушали. (Евсевий «Церковная история», кн. 2 гл. 14).

Иногда же пели все, собравшиеся на молитву, мужчины и женщины и даже дети. Св. Златоуст говорил: «жены и мужи, старцы и юноши различны полом и возрастом, но не различны по отношению к пению, потому что Дух Святый, соединяя голоса каждого, из всех устрояет одну мелодию» («Православное обозрение», 1873 г.). Такой образ пения употреблялся во многих местах; но в IV веке Лаодикийским собором (364 г.) постановлено было (прав. 15), чтобы вместо всего собрания народа пели только одни избранные, способные певцы. Такое постановление сделано было, вероятно, потому, что пение всем собранием народа оказалось уже нестройным и неблагозвучным, так как в это время число священных песней значительно увеличилось, а люди, между тем, уже не с таким усердием посещали храм Божий, с каким посещали прежде, и потому многие не могли быть вполне знакомы с пением и священными песнями и своим участием в пении лишь мешали знающим петь как следует.

Иногда пели попеременно два хора. Такое пение, называвшееся антифонным, ввел в церковное употребление св. Игнатий Богоносец, епископ Антиохийский, по образцу слышанного им пения ангелов. («Церковная история», Сокр. кн. 6, гл. 8). А по мнению других (Феод. «Церковная история», кн. 2, гл. 24), оно было введено в употребление антиохийскими иноками Флавианом и Диодором. В IV веке оно употреблялось во многих церквах и считалось самым торжественным, а на западе введено было св. Амвросием Медиоланским. («Духовные беседы», 1872 г, № 36).

Наконец, иногда один певец пел, а прочие за ним подпевали или окончание какого-либо псалма, или какой-нибудь стих из средины, или концы разных отделений псалма. («Духовные беседы», 1872 г, № 31, стр. 3; Златоуст, беседы на 117 Пс.; «Постановления апостольские», кн. 2, гл. 67). И такое пение употреблялось иногда в одной и той же церкви вместе с антифонным. (Св. Василий Великий «Послание к неокесарийцам»; Златоуст, беседы на псалмы 41, 137, 145).

Нечто подобное сохраняется в церквах и в наше время. Так, очень часто поет один псаломщик, а прочие в церкви только слушают; иногда же певчие поют на два хора; а в монастырях бывает так, что канонарх читает нараспев известный стих песни, а певчие монахи повторяют пением тот же стих. Только ныне уже не поют все предстоящие в храме, а одни только певчие или псаломщики.

б) Само собою разумеется, что пение без напева и быть не может: каждая простая мирская песня имеет свой напев. А так как вы знаете, что древние христиане вступали в христианскую Церковь либо из иудейства, либо из язычества, то, очевидно, и напевы их первоначально были сходны с напевами, употреблявшимися у иудеев или у язычников.

Но вот с течением времени в церковное богослужение стали мало-помалу входить и такие мелодии, которые слышались в театрах и на зрелищах, как это видно из жалоб Климента Александрийского и Иоанна Златоустого. С другой стороны, еретики III и IV века стали пользоваться известными народу мелодиями как средством распространения неправославного учения: они составляли свои песни, в которых содержалось их ложное учение, песни полагали на ноты и распевали их как в храмах, так и на улицах, чтобы православные, любившие вообще пение, слушая стройные звуки, в то же время усвояли и те мысли, которые выражались звуками. Учители, которые пользовались этим способом, были последователи Вардесана и Ария, из которых первый учил, будто Иисус Христос не имел действительной плоти человеческой, а последний – будто Иисус Христос был сотворен и не единосущен Отцу, хотя и есть первое и совершеннейшее творение Божие.

Вот эти-то обстоятельства и побуждали св. отцов Церкви обратить серьезное внимание на улучшение пения в православных церквах, чтобы православные могли удовлетворять своему вкусу здесь, а не в театрах и не в гимнах еретиков. С этою целью многие из них составляли стихиры, тропари, кондаки и другие священные песни с певческою мелодиею. Так, в Константинополе св. Златоуст противопоставил арианам певцов из своей паствы, которые в короткое время так много улучшили пение, что далеко превзошли ариан. То же сделал в Сирии св. Ефрем Сирин († 372 г.) против последователей Вардесана и ученика его Армония. А в Александрии много заботился об улучшении пения тамошний архиепископ, св. Афанасий Великий († 373 г.). Как велики были его успехи, можете судить из следующего обстоятельства. Однажды ариане, враги св. Афанасия, послали в Александрию воинов схватить его и привести к ним на суд. Воины вошли с этою целию в церковь, где был и св. Афанасий. Там в то время совершалось богослужение. Слушая в александрийском храме стройное пение, воины так им увлеклись, что не решались прерывать благоговение молившихся и сами слушали церковную службу до конца ее и с таким, притом, глубоким вниманием, что св. Афанасий мог выйти из церкви незаметно для них.

Что же это было за пение в Александрии, которое могло так сильно подействовать на слушателей?

Страницы