20 Ноя 2019


Отдел 4. О лицах, совершающих богослужение



Протоиерей Дьяченко Григорий


Беседа № 1. О священно-церковно-служителях
I. Для совершения Божественной Литургии и других церковных служб у нас, в Православной Церкви, существуют особые священнослужители, которые могут быть выбираемы из всех сословий, и власть священнодействовать получают в таинстве священства, от Самого Иисуса Христа чрез архиерейское рукоположение.

II. а) Дивное дело! Обыкновенный человек, как и прочие люди, вдруг, чрез архиерейское рукоположение, делается в духовном отношении необыкновенным: сподобляется благодати Божией, освящается этой благодатью и получает право быть освятителем других посредством св. таинств. Для нас это непонятно, точно так же, как непонятно и то, что обыкновенная стальная пластинка, соприкасаясь с магнитом, сама получает силу магнита и может притягивать железо. Надо помнить, что сообщение благодати священства чрез архиерейское рукоположение есть тайна, – а тайны постигаются верой. Если в видимом мире есть тайны, то могут ли они не быть в мире духовном, невидимом?.. А что действительно священнослужителям сообщается особенная благодать Св. Духа чрез архиерейское рукоположение, это видно из следующих слов апостола Павла: «внимайте себе и всему стаду; – говорил он некогда пастырям Ефесской Церкви, – в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею» (Деян. 20:28); «не неради, – писал он к епископу Тимофею, – о пребывающем в тебе даровании, которое дано тебе по пророчеству с возложением рук священства» (1Тим. 4:14); «напоминаю тебе возгреват дар Божий, который в тебе чрез мое рукоположение» (2Тим. 1:6). Кроме того известно, что в Православной Церкви со времен апостольских существует молитва о ниспослании благодати Св. Духа на священнослужителей, которая и читается архиереями с возложением рук при посвящении избранного лица в известную степень священства; чтение ее сопровождается возложением на посвящаемого архиерейских рук. О важности этого рукоположения св. Иоанн Златоуст рассуждает так: «возлагает руку человек, а все делает Бог, и Его рука касается главы рукополагаемого» (Догм. Богосл. преосв. Макария, т. 11, стр. 376 изд. 1857). Были даже случаи, что нисшествие благодати Св. Духа на посвящаемых совершалось видимым образом. Так, когда св. Иоанн Златоуст посвящаем был во пресвитера и когда патриарх Флавиан возложил на него руку, то внезапно явился белый и пресветлый голубь и летал над головой Иоанна. Это видели и патриарх, и все бывшие с ним (Четьи Минеи, 13 ноября). А о преподобном Симеоне, Новом Богослове, рассказывают, что когда совершалось над ним рукоположение, то благодать Божия сходила к нему в сердце в виде какого-то духовного света, осенявшего и проникавшего его. И это состояние возобновлялось у него всякий раз, когда он литургисал, во все 48 лет его священства: в это время лицо его делалось ангелоподобным и проникалось таким светом, что нельзя было свободно смотреть на него, как нельзя свободно смотреть на солнце («Душеп. чт.» 1877 года, февр., стр. 180–181). Впрочем, случаи видимого сошествия благодати Св. Духа на священнослужителей во время их посвящения весьма редки. Большей же частью это сошествие совершалось и совершается, по премудрому распоряжению Божию, невидимым образом. Вероятно, Господь устроил это так, с одной стороны, потому, что мы, по своей страшливости, не в состоянии без вреда для себя вынести видимого явления Духа Святого, а с другой, и главным образом, потому, чтобы дать нам возможность приучить себя постигать тайны Божии смиренной верой, которая несравненно ценнее и полезнее для нас, чем видение, так как сказано, что блаженны невидевшие и уверовавшие (Ин. 20:29).

б) Священнослужители всегда разделялись и разделяются на три разряда: на епископов, пресвитеров и диаконов. Такое деление ведется от самых времен апостольских.

Страницы