20 Ноя 2019


Отдел 3. О различных символических действиях, употребляющихся при богослужении



Протоиерей Дьяченко Григорий


О различных символических действиях, употребляющихся при богослужении
Беседа № 1. Об обрядах церковных, как средствах к благодатному освящению и спасению христианина
I. В нынешнее время среди православного русского народа, как в образованных его сословиях, так и между людьми простыми, заметно распространяется навеянное к нам с Запада ложное мнение о том, будто благодатное освящение и спасение всякому христианину можно получить прямо от Бога, без посредства священнодействий и обрядов церковных. Руководимые таким превратным убеждением, многие из коренных русских людей, в гордом сознании своей мнимой духовности, или совершенно отчуждаются от Матери своей – Церкви Православной, образуя свои самочинные собрания для общественной молитвы, как это делают хлысты, скопцы, молокане, штундисты, – или, наружно принадлежа к Церкви, относятся к богоучрежденным в ней порядкам и чиноположениям холодно и безучастно, не придавая им силы и значения в деле благодатного общения с Богом.

II. Какое безумие отвергать видимый порядок церковного благоустройства и воображать Церковь, сущую на земле и состоящую из видимых членов, каким-то учреждением невидимым, мысленным, призрачным?

а) Подумайте, как совершил спасение наше Господь наш Иисус Христос? Одним ли духовным и мысленным образом? Нет, Он, Един Сый от Святыя Троицы, благоволил нашего ради спасения принять духовно-телесное естество наше, пожил на земле как человек, сообщал благодать Свою чрез видимые посредства, чрез возложение рук, чрез прикосновение к Его одежде и благоволительно относился к выражению пред Ним веры и любви через вещественное помазание Его тела миром.

Он указал нам образец молитвы и Сам при молитве употреблял внешние обряды, как-то: коленопреклонение, падение лицом на землю, возведение очей на небо. Ради нашего спасения Иисус Христос действительно, а не призрачно, страдал, умер, воскрес и вознесся на небо. Одним словом, открыв для нас путь спасения, Христос прошел сим путем телесным образом, – ибо «в Нем, – как говорит святой апостол, – обитает вся полнота Божества телесно» (Кол. 2:9). Можем ли мы, Его последователи, избирать себе путь спасения отличный от указанного Христом, какой-то мысленный, отчужденный от действительности!

Это сумасбродное стремление к духовности ни к чему не приведет, как только к необузданности, бесчинию и безнравственности, как это явно и обнаруживается в скопищах еретиков, отвергающих руководительство Церкви. Стяжав нам благодать спасения Своею жизнию и страданиями, Иисус Христос и Церковь Свою устроил на земле видимым образом.

Он Сам установил в ней священноначалие и Таинства, в которых невидимая благодать Божия сообщается чрез вещественные посредства. Так, благодать возрождения нашего, по установлению Христову, подается чрез погружение тела крещаемого в воду, – благодать таинственного соединения со Христом сообщается чрез вкушение Тела и Крови Его под видом хлеба и вина. И все прочие священнодействия и обряды церковные, учрежденные святыми апостолами, ведут свое начало от Самого Христа и служат необходимыми, по свойству нашей духовно-телесной природы, посредствами к приятию невидимых благодатных Даров и к возбуждению в нас духа молитвенного.

Что же делают те, которые суемудренно отвергают все благоучрежденные в Церкви священнодействия?

Они обнажают Церковь – Невесту Христову от внешнего благолепия, которым Сам Христос ее украсил.

Они раздирают боготканную ризу Христову, от которой для нас, как некогда для жены кровоточивой, исходит благодатная сила освящения и спасения.

б) А что действительно в Церкви Христовой благодать Божия всегда обильно изливалась через внешние посредства, об этом свидетельствуют записанные на страницах церковной истории многочисленные примеры чудодейственных знамений, бывших в разное время, например: от Животворящего Креста, от ризы Спасителя, Богоматери, от чудотворных мощей и, наконец, от освященных по чиноположению Церкви елея, воды и других священных предметов, чтимых православными христианами с верою и усердною молитвою.

в) Мы знаем также из церковной истории, что все великие угодники Божии, преисполненные Даров Святого Духа, не чуждались богоучрежденного порядка церковного и данную им свыше благодать проявляли через видимое посредство священнодействий и обрядов церковных. Вот пример из жития святого Алексия, митрополита Московского. Татарский хан Амурат, слыша о чудесах святителя Алексия, совершаемых им молитвою, прислал в Москву требование, чтобы сей угодник Божий прибыл в орду и исцелил его ослепшую жену Тайдулу.

По смирению своему, считая это выше своих сил, святитель Алексий отказывался ехать, – однако, по усиленной просьбе князя, для блага Отечества решился исполнить требование хана. Что же делает святитель? Он пред отъездом совершает в Успенском соборе пред мощами святого Петра молебен, во время которого свеча зажигается сама собою и служит знамением Божия благоволения. С сею свечею приехав в столицу татарскую, святитель опять совершает над больною молебен с водосвятием, при чем зажигает свечу, усердно молится и окропляет больную водою. Чудодейственная помощь не замедлила явиться: царица внезапно прозрела и святитель, одаренный ханом, приносит его благоволение для всего нашего Отечества чрез исходатайствование от него облегчения тяжкой доли.

III. Остерегайтесь, братие, чтобы в суждении о богоучрежденных порядках церковных никто не увлек вас пустым обольщением по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу (Кол. 2:8). (Составлено по книге «Путь веры и благочестия» прот. С. Модестова).

Страницы