20 Ноя 2019


Отдел 2. О принадлежностях священного храма и богослужения



Протоиерей Дьяченко Григорий


А. О священных вещах и сосудах, необходимых для священнослужения
Беседа о священных вещах и сосудах, необходимых для священнослужения
I. Говоря в предыдущих беседах о храме Божием, мы сказали еще не все. Чтобы можно было в храме совершать Божественную литургию, для этого имеются в нем священные вещи и сосуды, необходимые для священнослужения. И вот о них-то и будет у нас теперь речь.

II. Эти священные вещи и сосуды следующие:

а) Антиминс. Это освященный шелковый или льняной платок, на котором изображено Положение Тела Господа Иисуса во гроб. О нем мы уже беседовали ранее, когда говорили о престоле, посему в настоящее время скажем только то, что дополняет наши сведения о нем. На нем, во время Литургии, поставляются Святые Дары, по перенесении их с жертвенника на престол. Освящение антиминса должно быть совершено непременно архиереем. В древние времена, когда, по причине гонений на христиан, нельзя было иметь постоянных престолов, антиминсы употреблялись вместо престолов. Устроялись они в те времена преимущественно из льняной ткани, (но были антиминсы и каменные), в малом виде (в два – три вершка), с изображением креста. В XVII веке стали устроять их в большем виде, но тоже из льняной ткани и с изображением Положения Господа во гроб... Впоследствии у нас в России стали устроять из шелковой ткани. В антиминсы влагаются части святых мощей, в воспоминание того, что в древние времена христиане имели обыкновение совершать Литургию на местах погребения святых мучеников. Антиминс составляет необходимую принадлежность престола, как свидетельство архиерейского благословения и позволения священнодействовать на нем. Он напоминает нам Плагцанииу (полотно), которою обвито было тело умершего Спасителя.

Антиминс сохраняется на престоле в особом шелковом платке, который называется илитоном. В духовном смысле илитон означает тот сударий (повязку), которым обвязана была голова Господа Иисуса Христа во время Его погребения.

б) Евангелие. Это священная книга, написанная, по внушению Духа Святого, четырьмя евангелистами: Матфеем, Марком, Лукою и Иоанном. Слово евангелие греческое, по-русски – добрая весть, или благовествование. Книга эта заключает в себе повествование о рождении Иисуса Христа, Его земной жизни, учении, чудесах, страдании, смерти, воскресении и вознесении на небо.

Евангелие изображает собою Иисуса Христа, и напоминает нам о том, что на престоле, на котором оно находится, таинственно присутствует Сам Иисус Христос.

Христиане всех веков и времен постоянно имели к Евангелию глубочайшее благоговение. Это благоговение выражалось не только в почтительном поклонении пред ним, целовании, каждении фимиамом и возжжении светильников, но даже и во внешней отделке его. Обыкновение отделывать Евангелие в золото и серебро весьма древнее. Рассказывают, что в Константинопольском храме святой Софии было 24 Евангелия, и все они были золотые, весом 220 фунтов каждое.

Вероятно, вы уж не раз замечали на верхней крышке наших Евангелий лики евангелистов с разными при них изображениями. Так, при евангелисте Матфее изображается юноша, при Марке – лев, при Луке – телец (вол), а при Иоанне – орел. Изображения эти суть символы (образы) Херувимов, и употребление их весьма древнее. Херувимы в образе четырех животных: льва – царя зверей, тельца – царя домашних животных, орла – царя птиц и человека – царя над всеми животными, встречаются на самых древнейших памятниках христианства. Поводом к такого рода изображениям, вероятно, Послужили видения пророка Иезекииля и апостола Иоанна Богослова. Видение пророка Иезекииля было следующее: ему представилось светлое облако и в средине этого облака что-то похожее на четырех животных; у каждого из этих животных было по четыре крыла и по четыре лица, одно – человеческое, другое – львиное, третье – тельчее, а четвертое орлиное; при каждом животном находилось по одному колесу с высокими ободьями, а ободья усеяны были глазами. Животные и колеса двигались туда, куда хотел идти Дух. Животные поддерживали свод: на своде был престол; а на престоле, в виде светозарного мужа, был Господь... Видение апостола Иоанна Богослова было такое: ему представился престол Агнца, вокруг которого находились четыре животных: первое из них было подобно льву, второе подобно тельцу, третье имело лице, как человек, а четвертое подобно орлу летящему; каждое из них имело по шести крыл вокруг... Так как Евангелие изображает собой Господа Иисуса Христа, то весьма прилично быть на нем и символическим изображениям Херувимов. Эти изображения напоминают нам о том, что Господу Иисусу Христу постоянно предстоят Херувимы, окружая престол Его и взывая: «Свят, Свят, Свят Господь Вседержитель!»

Что же касается до того, почему каждое из сказанных животных приурочено к тому или другому евангелисту, то блаженный Иероним отвечает на это так: у Матфея изображается юноша потому, что он начинает свое Евангелие человеческим родословием Иисуса Христа; у Марка – лев, потому, что он начинает свое Евангелие строгою проповедию Иоанна Крестителя, раздавшейся в пустыне, подобно сильному реву льва; у Луки – телец, потому, что он начинает свое Евангелие изображением священнического служения Захарии, в обязанность которого входило принесение в жертву волов; у Иоанна – орел, потому, что он начинает свое Евангелие вечным Божеством Иисуса Христа, для изображения Которого потребна была дальнозоркость орла...

в) Крест. Крест есть такая святыня христианства, которая, находясь на престоле, напоминает нам о том, что на кресте Господь совершил наше искупление, и что Жертва, приносимая на престоле, несомненно спасительна.

Страницы