20 Ноя 2019


Отдел 10. О богослужении постовом



Протоиерей Дьяченко Григорий


А. О постах вообще
Беседа № 1. О необходимости поста
I. Первые христиане имели глубокое уважение к Великому посту. Во все его продолжение они употребляли пишу только постную и только в таком малом количестве, без которого нельзя поддержать телесной жизни и телесных сил, нужных для дел святых.

Почему первые христиане так много уважали св. пост, а Св. Церковь узаконила его особым постановлением? (Прав. 56-е VI Вселенского собора). Потому что Св. Церковь, как и Сам Господь, сильно желает доставить спасение всем нам, а святой пост для всех действительно и истинно желающих и старающихся спасти свою душу, с одной стороны – великий учитель, а с другой – великий помощник.

II. а) Св. пост – великий учитель. Кто истинно желает и старается спасти свою душу, тому св. пост, во-первых, очень скоро и ясно показывает, что для сохранения телесного здоровья нужно весьма немногое, что для здоровья не только не нужны, но часто весьма вредны все искусственные питья, все сласти и лакомства, все с особливым искусством и вкусом составляемые кушанья, шумные увеселения и щегольская одежда, и что здоровье зависит отнюдь не от лакомой и вкусной, а от простой и умеренной пищи, от питья безыскусственного и от одежды не дорогой, а достаточно теплой, твердой и чистой… Святой пост всякому человеку, истинно желающему своего спасения, очень скоро показывает, во-вторых, все его важнейшие грехи, – все, к чему особенно крепко прилипло его сердце, все, что нудит его к разным преступлениям и удаляет от истинной жизни и истинного блаженства.

б) Св. пост весьма сильно способствует успехам в спасении всякому желающему спасти свою душу.

аа) Св. пост, не дозволяя телу излишней пищи и искусственного питья, а доставляя ему пищу умереннейшую и питие простейшее, сильно способствует человеку к покорению всех греховных вожделений плоти. Ибо отнимая у плоти всю излишнюю пищу и излишнее питье, св. пост отнимает у нее все, что доставляет ей силы для буйной и богопротивной жизни, а и самые крепкие города, самые неприступные крепости сдаются, когда лишают их жизненного продовольствия.

бб) Св. пост делает нас способными к молитве и к размышлению о Боге и о божественном. «Кто постится, тот, – как говорит св. Златоуст, – с бодрым духом молится. Пост делает душу бодрою, облегчает крылья ее, возносит ее выше земного, ведет к мыслям о горнем».

вв) Вообще, пост есть весьма сильное средство приготовления ко всем великим и спасительным делам. Это глубоко чувствовали все благоразумные и боголюбивые люди всегда и везде. Все святые весьма строго постились сами, и все единодушно советовали поститься другим. Все особенно великие мужи, употребленные Богом для исправления в разные времена человеческого рода, были приготовлены к их служению постом. Так свидетельствует история о пророке Моисее, о пророке Илии, об Иоанне Крестителе. Даже Сам Иисус Христос, вступая в служение роду человеческому, постится сорок дней и ночей (Мф. 4:2).

III. Итак, братия, будем усердными исполнителями материнского установления Св. Церкви! Все будем поститься по ее установлениям! В ее установлениях нет ничего, кроме сильно споспешествующого нашему спасению. Кто не хочет покориться распоряжению матери, тот пусть убедится в нужде хранить св. пост по крайней мере тем, что так давно говорит опыт, именно: чем меньше какие-либо христиане держатся введенных для нашего спасения уставов Св. Церкви, тем они делаются хуже: меньше ходят к Божиим службам и теряют расположение к ним, теряют правильное сведение о Боге; с потерею же правильного сведения о Боге теряют страх Божий, а со страхом Божиим теряют всякую заботу о своем спасении. Господь Бог да сохранит всех нас от подражания таковым людям, да поставит на истинный путь спасения и укрепит на нем! Аминь. (Сост. по «Беседы» Преосвящ. Григория, митр. Новгородского).

Беседа № 2. О посте неблагоприятном Господу и посте истинном
"Постимся постом приятным, благоугодным Господеви: истинный пост есть злых отчуждение, воздержание языка, ярости отложение, похотей отлучение, оглаголания, лжи и клятвопреступления« (Стих, в понедельник Великого поста).

I. Церковный стих сей справедливо можно назвать поучением церковным на все святые посты. Наши слова и проповеди, по самой слабости их, бывают нередко продолжительны; а поучение Церкви столь же кратко, сколько сильно и действительно. Тем нужнее посему обратить на него все внимание и размыслить о том, чему учит в отношении к посту Св. Церковь.

II. Постимся постом приятным, благоугодным Господеви! Значит, есть пост неприятный и неблагоугодный Господу!

а) Какой же пост неблагоприятный Господу?

аа) Тот, когда ты не вкушаешь и обыкновенной, а может быть, и никакой пищи, а своим гневом и строптивостью изъедаешь душу и тело подручных твоих, слуг или домашних.

бб) Тот пост, когда ты во храме падаешь на землю и просишь себе отпущения грехов, – говоришь, чтобы они прощены были так же, как ты прощаешь все прегрешения против тебя, а выйдя из храма, пойдешь в суд, чтобы преследовать бедного должника твоего, взыскать с него до последней лепты, посадить его, в противном случае, в темницу, разорить весь дом его и семейство.

вв) Тот пост не благоприятен Господу, когда ты по внешности как будто смиряешь себя и говоришь, что ты первый из грешников, а внутренне не знаешь меры своим мнимым достоинствам, ставишь себя в мыслях выше всех, творишь из себя судию вселенского, готового судить и пересуждать всех и все.

Страницы