21 Ноя 2019


От пламенной борьбы за прозрачность Синода РИПЦ до безмолвного погружения в туманность пребывания под омофором СИПЦ.


2016 год запомнился всплеском событий в РИПЦ. Неожиданно для всех покойный Епископ Стефан(Сабельник) вместе с частью духовенства РИПЦ возвысили свой голос против беззаконных действий Синода РИПЦ. Казалось, что наконец-то появился епископ, который встанет на защиту постепенно разрушаемой Синодом Катакомбной Церкви. Радовало и то, что среди духовенства РИПЦ ещё много есть тех, кто возвышает свой голос за истину. И вот, в конце 2019 года мы видим совсем иную картину: весь проревнительский всплеск эмоций исчез, потонув в единстве с СИПЦ, и всё затихло, как будто и не было ничего в РИПЦ. Как будто никому и не было нужно стояние в правде и истине, как будто всем безразличны нынешнее церковное разрушение и тот церковный хаос, который царит среди епископата и духовенства. Неужели всем более приятно плавать на остатках церковного корабля, нежели находится на корабле спасения – в ограде единой Истинной Церкви Христовой? Что привело всех в РПЦЗ-РИПЦ к такому плачевному духовному состоянию? Чтобы понять причину, необходимо рассмотреть исторические события в Церкви.
В творениях подвижников Церкви первых веков можно встретить то, что тонкая гордость может поражать целые монастыри и лишать живущих в них духовных плодов. Слава обители, причина которой – прежние подвижники, жившие в ней и просиявшие святостью, воспринимается позже живущими братиями, как и их личная слава. Одно жительство в этой обители становится уже чем-то значительным и порождает тонкую гордость и самопревозношение, хотя инок и пытается натягивать на себя личину смирения. Дух тончайшей гордости охватывает всё братство и делает их совершенно бесплодными в духовной жизни. Способствует этому и поведения простого народа. В наше время можно быстро увидеть пример этому явлению. Как только появится насельник или насельница славной обители, как разгорается среди верующих ажиотаж: «Приехал оптинский монах!!!» или «Он со Святогорска приехал!!!», а в РИПЦ, обычно, это касается Леснинского монастыря. И с каким же благоговением и духовным жаром произносится катакомбниками: «Она живёт в Лесне!!!» или «Приезжали из Лесны!!!». И подобные явления среди верующих можно встретить довольно часто. И правильно говорил когда-то один верующий старик: «Если в золотую оправу вставить отполированный гравий, он тоже будет казаться драгоценностью».
Теперь посмотрим, что происходило в РПЦЗ. Столпы Церкви, такие как свт.Иоанн Шанхайский, архиеп.Аверкий(Таушев), еп.Нектарий(Концевич) и другие, терпели гонение от своих же собратьев-архиереев. Начали прославлять открыто этих светильников и восхвалять их стояние в вере лишь о.Серафим(Роуз) и о.Герман(Подмошенский). Слава этих столпов Церкви подняла авторитет РПЦЗ в глазах не только православного народа, но и среди инославных. После их кончины славой их высокодуховной жизни и истинности жизненного пути несправедливо прикрылись не только архиереи РПЦЗ, которые были чужды их духовного и церковного направления, но даже их открытые враги среди епископата Русской Зарубежной Церкви. Это привело к гордости, которая позже охватила массово паству РПЦЗ. Этому очень способствовало противопоставления себя «падшим» - сергианам, новостильникам, экуменистам и др..
Степень духовной гордости, которая порождает самолюбие, ярко проявило в РПЦЗ появление Мироточивой Монреальской Иверской иконы Божией Матери. То, что её появление может являться лишь призывом к покаянию, почти никому не пришло на ум, зато, сколько появилось горделивых версий: икона появилась за то, что прославлены Новомученики, икона явилась, чтобы показать МП, что мы в РПЦЗ истинные и т.д.. Многие же лишь наслаждались ароматом мира и восхищались чудом мироточения. Плодов покаяния, смирения, познания своих грехов, увы, паства РПЦЗ принести так и не смогла. Исчезновение иконы привело ещё к более абсурдным действиям, показавшими собою степень духовного ослепления. Одни побежали в унию с МП, которую до этого ревностно обличали, другие дошли до открытого радикализма и озлобления, а необходимость общего покаяния снова оказалась всеми незамеченной.
Подобное явление можно наблюдать и в Катакомбной Церкви. В РИПЦ слава подвигов тех катакомбников, которые мужественно хранили веру во время безбожного гонения, успешно перекочевала к нынешним архиереям и духовенству. В глазах верующего общества быть церковнослужителем в Катакомбной Церкви выглядит более чем престижно, это уже настоящий подвиг. Авторитет их так подымается, что исполнять церковные каноны никто не считает необходимостью. О них вспоминают лишь тогда, когда идёт спор между архиереями или духовенством, как это было в 2016 году в РИПЦ. Народ, порой, боготворит своего духовного наставника до такой степени, что его слова – это голос истины, а поэтому паства готова идти с ним не только на край света, но и в любой раскол или самочинное сборище.

Страницы