03 Июн 2016


Оцерковленіе жизни. Практическія указанія.



Архіеп. Аверкій (Таушевъ)


Практическія указанія по оцерковленію жизни естественно вытекаютъ изъ самого понятія «оцерковленія жизни».
Но что мы понимаемъ подъ «оцерковленіемъ жизни»?
Это яснымъ становится изъ понятія «Церкви».
Что такое Церковь?
По ученію Слова Божія, особенно образно и ярко выраженному въ посланіяхъ Св. Апостола Павла, Церковь есть Тѣло Христово, у коего Глава — Самъ Христосъ, а всѣ мы — члены этого Тѣла (см. Ефес. 1, 22-23; 2, 18-22; 4 глава вся, а особенно 11-24; 5, 23-25; Колос. 1, 18-24).
Другое образное сравненіе, которое употребляетъ Слово Божіе для того, чтобы уяснить намъ понятіе Церкви, представляетъ Церковь въ видѣ величественнаго зданія — «дома духовнаго», устроеннаго изъ «живыхъ камней», въ которомъ «краеугольнымъ камнемъ» и единственнымъ «основаніемъ», въ собственномъ смыслѣ, является Самъ Христосъ (Дѣян. 4, 11; 1 Петр. 2, 4-7; 1 Кор. 3, 11-16; 10, 4). Христосъ — основаніе этого величественнаго зданія Церкви, а всѣ мы — «живые камни», изъ которыхъ это зданіе сложено.
Изъ этого должно быть совершенно ясно, что надо понимать подъ «оцерковленіемъ жизни». «Оцерковить» свою жизнь это значитъ — ЖИТЬ СЪ ЯСНЫМЪ И ГЛУБОКО-УБѢЖДЕННЫМЪ СОЗНАНІЕМЪ, ЧТО ТЫ ЯВЛЯЕШЬСЯ ЧЛЕНОМЪ ТѢЛА ХРИСТОВА, ОДНИМЪ ИЗЪ ТѢХЪ «ЖИВЫХЪ КАМНЕЙ», ИЗЪ КОТОРЫХЪ ПОСТРОЕНА ЦЕРКОВЬ. И ЖИТЬ ТАКЪ, КАКЪ ЭТОГО ТРЕБУЕТЪ ТАКОЕ СОЗНАНІЕ, чтобы не стать негоднымъ членомъ, который отсѣкается отъ тѣла, камнемъ, выпавшимъ изъ постройки, или по образному сравненію Самого Господа Іисуса Христа, вѣтвью засохшею которая какъ не приносящая плода, отсѣкается отъ виноградной лозы и бросается въ огонь, гдѣ и сгораетъ (Іоан. 15, 1-6).
Вотъ для того, чтобы не испытать такой горькой участи и не погибнуть навѣки, необходимо «оцерковить» свою жизнь: необходимо не только «числиться» въ Церкви, но и «жить» въ Церкви, быть въ полномъ смыслѣ слова ЖИВЫМЪ ЧЛЕНОМЪ ЦЕРКВИ, УЧАСТВУЮЩИМЪ ВЪ ОБЩЕЙ ЖИЗНИ ЦЕРКВИ, КАКЪ ТѢЛА ХРИСТОВА, КАКЪ ЕДИНАГО ЦѢЛЬНАГО ОРГАНИЗМА.
Всѣ ли современные христіане «живутъ» въ Церкви?
Увы! далеко нѣтъ. Поэтому-то и приходится намъ теперь поднимать вопросъ о необходимости оцерковленія жизни, о чемъ было бы странно говорить въ первые вѣка христіанства, когда всѣ, принадлежавшіе къ Церкви, дѣйствительно «жили въ Церкви». Какъ мы знаемъ изъ книги Дѣяній Апостольскихъ, первые христіане настолько «жили въ Церкви», что ихъ личная жизнь какъ бы сливалась съ жизнью всей Церкви: «они постоянно пребывали въ ученіи Апостоловъ, въ общеніи и преломленіи хлѣба и въ молитвахъ… были вмѣстѣ и имѣли все общее: и продавали имѣнія и всякую собственность, и раздѣляли всѣмъ, смотря по нуждѣ каждаго; и каждый день единодушно пребывали въ храмѣ и, преломляя по домамъ хлѣбъ, принимали пищу въ веселіи и простотѣ сердца, хваля Бога и находясь въ любви у всего народа» (Дѣян. 2, 42-47). Само по себѣ то обстоятельство, что первые христіане не только числились въ Церкви, но и «жили въ Церкви» имѣло громадное миссіонерское значеніе: «Господь ежедневно прилагалъ спасаемыхъ къ Церкви» (2, 47) — настолько вдохновлялъ и влекъ къ подражанію высокій примѣръ такой истинно-христіанской жизни, что и окружающіе христіанъ, видя ихъ жизнь, возгорались желаніемъ стать христіанами.
И далѣе Дѣеписатель характеризуетъ жизнь первыхъ христіанъ такими же чертами: «У множества увѣровавшихъ было одно сердце и одна душа, и никто ничего изъ имѣнія своего не называлъ своимъ, но все у нихъ было общее… Не было между ними никого нуждающагося, ибо всѣ, которые владѣли землями или домами, продавая ихъ, приносили цѣну проданнаго и полагали къ ногамъ Апостоловъ; и каждому давалось, въ чемъ кто имѣлъ нужду. Апостолы же съ великою силою свидѣтельствовали о воскресеніи Господа Іисуса Христа, и великая благодать была на всѣхъ ихъ» (Дѣян. 4, 32-35).
Что это, какъ не наглядное исполненіе на вѣрующихъ замѣчательной, такъ называемой «первосвященнической молитвы» Господа Іисуса Христа: «да будутъ всѣ едино: какъ Ты, Отче, во Мнѣ, и Я въ Тебѣ, такъ и они да будутъ въ Насъ едино» (Іоан. 17, 21)?
Такое пріискреннѣйшее, тѣснѣйшее единеніе всѣхъ вѣрующихъ, во образъ единства Трехъ Лицъ Пресвятой Троицы, и есть ЦЕРКОВЬ. И тотъ, кто искренно, всѣмъ сердцемъ, всѣмъ внутреннимъ существомъ своимъ участвуетъ въ такомъ единеніи благодатной Истины и Любви, — тотъ именно и «ЖИВЕТЪ ВЪ ЦЕРКВИ».
Недолго, къ сожалѣнію, продолжалась эта, почти идеальная вначалѣ, жизнь первыхъ христіанъ, и чѣмъ дальше, тѣмъ все болѣе и болѣе отходила она отъ своего идеала — расцерковлялась. Причинъ этому было много, и не наша задача разбирать теперь подробно всѣ эти причины. Главная изъ нихъ была — постепенное возобладаніе въ христіанахъ «духа міра сего, во злѣ лежащаго» (1 Іоан. 5, 19), оскудѣніе вѣры и любви, умноженіе беззаконій и, вслѣдствіе этого, превращеніе христіанскаго общества въ «соль обуявшую» — потерявшую свою силу, отъ чего такъ предостерегалъ Своихъ послѣдователей Самъ Господь Іисусъ Христосъ (Матѳ. 5, 13). И въ настоящее время жизнь христіанскаго общества настолько «расцерковилась», что большинство христіанъ нашего времени — «христіане» только по имени: они лишь формально принадлежатъ къ Церкви, но не «живутъ» въ Церкви.
Вотъ почему для христіанскихъ пастырей нашего времени во всей остротѣ всталъ, какъ главный вопросъ ихъ пастырской дѣятельности, — вопросъ объ оцерковленіи своей паствы, а въ какой-то мѣрѣ, быть можетъ, вопросъ и объ оцерковленіи самихъ себя, поскольку этотъ процессъ «отступленія», о которомъ предрекалъ св. Апостолъ Павелъ (2 Солун. 2, 3) постепенно захватываетъ все больше и больше не только рядовыхъ пасомыхъ, но и самихъ пастырей, стремясь и ихъ сдѣлать «солью обуявшей».

Страницы