04 Янв 2017


О ПРОРОЧЕСТВѢ О. ІОАННА КРОНШТАДТСКАГО.


Прошло полвѣка со дня кончины о. Іоанна Кронштадтскаго. За этотъ періодъ времени въ Россіи произошли великія потрясенія, отразившіяся во всёмъ мірѣ и теперь всё человѣчестводрожитъ передъ наступающими гибельными событіями.
Предвидѣлъ ли это о. Іоаннъ?
На этотъ вопросъ мы найдемъ отвѣтъ въ литературныхъ источникахъ, всесторонне освѣщающихъ пастырскую деятельность о. Іоанна.
1 марта 1881 года былъ убитъ Царь-Освободитель Императоръ Александръ II, который свои великія реформы хотѣлъ расширить и углубить. Онъ думалъ о томъ, какими путями вести борьбу съ безбожіемъ и нигилизмомъ въ Россіи, мешающими расширять эти реформы. Американскій дипломатъ Эндрю Вайтъ, бывавшій въ Россіи, писалъ: «Изъ всѣхъ злодѣяній въ мірѣ, убійство Александра II — самое гнусное. Я не могу себѣ представить жестокаго и глупаго нигилиста, поднявшаго руку на того, кто самой судьбой посланъ его родинѣ, какъ лучшій изъ всѣхъ ее правителей».
Въ день смерти Императора Александра II о. Іоаннъ сказалъ: «Не забудемъ, что кончина Императора Александра II есть громовой обличительный голосъ Отца Небеснаго. По нашимъ нравамъ мы стали недостойны такого Государя. Мы должны исправиться, нужно нравственное очищеніе, перемѣна нравовъ».
Свящ. А. Семеновъ-Тяньшанскій въ своей книгѣ «О. Іоаннъ Кронштадтскій» пишетъ: «Какъ достойный священникъ, какъ настоящій пастырь и просто какъ истинный христіанинъ о. Іоаннъ Кронштадтскій хотѣлъ дать людямъ наилучшее, что можно пожелать — пріобщеніе къ совершенной Божественной жизни. Но задача о. Іоанна была не легка, общерелигіозное состояніе того времени нельзя назвать благополучнымъ. Дворянскій и чиновный слой русскаго общества, со времени петровскихъ реформъ, входя всё глубже въ русло западно-европейскихъ культурныхъ интересовъ и развлеченій, всё болѣе отпадалъ отъ православной церковности. Преобладало болѣе всего увлеченіе раціонализмомъ, а позже вульгарнымъ матеріализмомъ и догматическимъ соціализмомъ, который къ концу 19 вѣка, для многихъ, сталъ предмѣтомъ фанатической и слѣпой вѣры» (стр. 57-59).
Родоночальниками революціоннаго движенія въ Россіи являются декабристы, поднявшіе возстаніе 14 декабря 1825 года, а первая прокламація подъ названіемъ «Къ молодому поколѣнію» была написана въ 1861 году литераторомъ П. Михайловымъ въ царствованіе Императора Александра II. Въ прокламаціи было сказано: «Государь обманулъ ожиданія народа — далъ ему волю не настоящую, не ту, о которой мечталъ народъ. Молодое поколѣніе, мы обращаемся къ вамъ по преимуществу, что только въ васъ мы видимъ людей, способныхъ пожертвовать личными интересами благу всей страны и считаемъ васъ людьми, способными спасти Россію. Мы смѣло идемъ на встрѣчу революціи, мы даже желаемъ ее. Если бы пришлось вырѣзать сто тысячъ помѣщиковъ, то мы не испугались бы этого. Ищите вожаковъ, способныхъ и готовыхъ на всё, и да ведутъ они васъ на великое дѣло, а если нужно, и на славную смерть за спасеніе отчизны, тѣни мучениковъ 11 декабря».
За революціонную дѣятельность Михайловъ былъ приговоренъ къ 12 годамъ каторжныхъ работъ, но Императоръ Александръ II снизилъ наказаніе до 6 лѣтъ. Этотъ приговоръ вызвалъ возмущеніе русскихъ литераторовъ и у издателя «Русское Слово» графа Кушелева-Безбородко собрались почти всѣ литераторы и подписали петицію протеста: среди подписей были и такія имена: А. Краевскій, П. Лавровъ, Н. Добролюбовъ, М. Достоевскій, А. Майковъ, А. Писемскій, И. Панаевъ и Н. Некрасовъ. Путь Михайлова въ ссылку превратился въ тріумфальное шествіе. Въ Тобольскѣ Вице-Губернаторъ и всё общество встрѣчали его и засыпали книгами и журналами, приглашали въ дома и доставляли его письма въ Петербургъ нелегальнымъ путемъ. Въ Иркутскѣ дамы забросали Михайлова цвѣтами. Его фотографическія карточки покупались за огромныя деньги. Это было въ 1861 году, т. е, въ началѣ пастырскаго служенія о. Іоанна.
При вступленіи на престолъ Императоръ Александръ III въ своемъ манифестѣ отъ 29 апрѣля 1881 года писалъ: «Мы призываемъ всѣхъ вѣрноподданныхъ служить Намъ и Государству вѣрой и правдой, къ искорененію крамолы, позорящей русскую землю, къ утвержденію вѣры православной и доброму воспитанію дѣтей».

Страницы