02 Сен 2017


О ПОЛОЖЕНІИ ПРАВОСЛАВНАГО ХРИСТІАНИНА ВЪ СОВРЕМЕННОМЪ МІРѢ



ЕПИСКОПЪ АВЕРКІЙ (ТАУШЕВ) (БУД. АРХІЕПИСКОПЪ)


Положеніе православнаго христіанина въ современномъ мірѣ, можно безъ всякаго преувеличенія рѣшительно сказать это, до крайности тяжко. Вся современная жизнь, во всѣхъ ея проявленіяхъ, такъ или иначе, направлена ПРОТИВЪ него. Вѣдь ВСЕ въ ней, по существу, является сплошнымъ отрицаніемъ истиннаго христіанства. И если еще въ апостольскія времена возлюбленный ученикъ Христовъ св. Іоаннъ Богословъ могъ писать, что «весь міръ лежитъ во злѣ» (1 Іоан. 5, 19), то съ гораздо большимъ правомъ можемъ мы сказать это о нашемъ времени. Быть истиннымъ ПРАВОСЛАВНЫМЪ христіаниномъ, готовымъ до смерти соблюсти свою вѣрность Христу-Спасителю, въ наши дни много труднѣе, чѣмъ въ первые вѣка христіанства. Тогда преслѣдовали христіанъ враги неразумные, не вѣдавшіе Христовой вѣры, имѣвшіе о ней представленія превратныя, зачастую нелѣпыя. Да и гоненія эти носили попреимуществу характеръ ВНѢШНИХЪ гоненій. Не принося ущерба душѣ, они обрекали на муку и смерть тѣла первыхъ христіанъ. И тогдашніе христіане, хорошо помня завѣтъ Христовъ: «не бойтесь убивающихъ тѣло, душу же не могущихъ убить» (Матѳ. 10, 28) и будучи подкрѣпляемы благодатью Божіею, съ радостью шли на муки и отдавали свою жизнь за Христа. Эти гоненія не только не угашали духа, а наоборотъ — еще болѣе окрыляли и возгрѣвали его, и кровь мученическая, по мѣткому выраженію одного изъ тогдашнихъ апологетовъ, дѣйствительно становилась сѣменемъ христіанства.
НЕ ТО теперь.
Современный міръ, за нѣкоторыми исключеніями (мы имѣемъ ввиду кровавыя гоненія на вѣру, имѣвшія мѣсто въ Совѣтской Россіи), не угрожаетъ такъ явно и открыто тѣлесными муками и тѣлесной смертью носителямъ Христова имени. Онъ даже самъ, въ значительной части своей, еще продолжаетъ носить имя «христіанскаго», строитъ храмы, призываетъ Имя Христово, клянется на Священной Библіи.
Но все это — одна видимость.
Подъ прикрытіемъ этой обманчивой, многихъ вводящей въ заблужденіе, благовидной внѣшности, въ дѣйствительности повсюду идетъ теперь сильнѣйшее СКРЫТОЕ гоненіе на христіанство, проявляющееся въ самыхъ различныхъ видахъ и формахъ. Это гоненіе гораздо опаснѣе и страшнѣе прежняго открытаго гоненія, ибо оно грозитъ полнымъ опустошеніемъ душъ — духовной смертью. Сейчасъ происходитъ именно то, о чемъ предупреждалъ и отъ чего болѣе всего предостерегалъ Христосъ-Спаситель, увѣщевавшій Своихъ послѣдователей не бояться мукъ тѣлесныхъ, поскольку они не грозятъ душѣ:«бойтесь болѣе того», говорилъ Онъ: «кто можетъ и душу и тѣло погубить въ гееннѣ» (Матѳ. 10, 28).
Что же это такое происходитъ въ мірѣ и какъ можетъ современный міръ, столько столѣтій, повидимому, жившій въ христіанствѣ, гнать христіанство?
Во всемъ этомъ нѣтъ для насъ ничего неожиданнаго: обо всемъ этомъ мы давно предупреждены Словомъ Божіимъ. Но горе тому, кто упорно закрываетъ глаза на это, не желая видѣть того, къ чему призываетъ насъ быть готовыми Слово Божіе.
Въ мірѣ, по словамъ св. Апостола Павла, «дѣется ТАЙНА БЕЗЗАКОНІЯ» (2 Солун. 2, 7) — происходитъ все усиливающійся процессъ «ОТСТУПЛЕНІЯ» христіанъ отъ Христа, процессъ, который въ конечномъ итогѣ своемъ долженъ привести къ открытію «человѣка грѣха, сына погибели — антихриста» (2 Солун. 2, 3). Этотъ страшный процессъ «Отступленія» за послѣднее время такъ явно и очевидно обнаруживаетъ себя во всѣхъ сторонахъ жизни, что только слѣпой можетъ не видѣть, къ чему онъ ведетъ: все совершающееся нынѣ въ мірѣ есть не что иное, какъ тщательная подготовка царства Антихриста, въ которой принимаютъ самое дѣятельное участіе, какъ открыто отрекшіеся отъ Христа, такъ и продолжающіе еще наружно носить имя «христіанъ».
Первымъ важнымъ этапомъ на пути этого «Отступленія» было отпаденіе отъ Православія латинскаго Запада съ папскимъ престоломъ во-главѣ. Развѣ не антихристово начало положено въ основу папскаго притязанія стать непогрѣшимымъ «намѣстникомъ Сына Божія» на землѣ? Развѣ не даетъ себя ощутить духъ антихристовъ въ этомъ стремленіи «замѣстить», какъ бы «подмѣнить» собою Христа для всѣхъ вѣрующихъ въ Него? А духъ противохристіанской гордыни, такъ очевидно приводящій къ «прелести» въ духовной жизни, непомѣрное властолюбіе, жаждущее подчинить себѣ весь міръ, — развѣ все это не характерныя черты Антихриста?
Такое извращеніе духа Христова въ отколовшемся отъ Православія западномъ христіанствѣ повлекло за собой цѣлый рядъ лжеученій и страшное моральное растлѣніе. Осталась одна видимость христіанства, внѣшность его, лишенная подлиннаго духа жизни во Христѣ.
Все это вызвало къ жизни второй губительный этапъ «Отступленія» — появленіе такъ называемаго «гуманизма», породившаго на Западѣ новую эпоху — эпоху «Возрожденія». Эпоха «гуманизма», или «Возрожденія», явившаяся какъ реакція извращенному на Западѣ христіанству, была въ сущности отреченіемъ отъ христіанства и возвращеніемъ къ идеаламъ язычества. Она провозгласила культъ сильной, здоровой, красивой человѣческой плоти, и духу Христова смиренія и послушанія противопоставила духъ самомнѣнія, самоувѣренности и обоготворенія человѣческаго «разума».
Какъ протестъ противъ извращеннаго христіанства, на почвѣ того же гуманистическаго идеала, признавшаго «разумъ» высшимъ критеріемъ жизни, явилось на Западѣ религіозное движеніе, получившее наименованіе «протестантизма». Протестантизмъ съ его безчисленными отвѣтленіями — всевозможными сектами не только въ корнѣ исказилъ все ученіе истиннаго христіанства, но и отвергъ самый догматъ Церкви, поставивъ самого человѣка высшимъ для себя авторитетомъ, и дошелъ даже до отрицанія вѣры въ Божество Іисуса Христа, Основателя Церкви.

Страницы