11 Окт 2017


О НЕПРЕРЫВНОЙ УСОВЕРШАЕМОСТИ ХРИСТІАНИНА ВЪ ПОДВИГАХЪ ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ.



ПРОФЕССОРЪ ВСЕВОЛОДЪ ДОБРОМЫСЛОВЪ


Христіаиинъ обязанъ житьи ходить по духу: та­кова положительная заповѣдь закона Божія[1]. Что же означаетъ это хожденіе по духу? – Не что иное, какъ выраженіе того же закона самыми дѣлами[2]. Выраженіе той или другой частной заповѣди закона Божія – есть подвигъ духовной жизни. Такимъ образомъ христіанинъ обязывается къ подвигамъ духовной жизни, по ясному и опредѣленному требованію закона Божія. Но такъ какъ, частію устрашаемый трудностію духовныхъ подвиговъ, частію возбуждаемый своею плотію и живущимъ въ немъ ветхимъ человѣкомъ, христіа­нинъ это требованіе закона Божія могъ бы истолковать не­правильно и, послѣ немногихъ подвиговъ духовной дѣятель­ности, съ спокойною совѣстію возвратиться паки па немощ­ныя и худыя стихіи[3], и начавъ духомъ, скончать плотію[4], совершая дѣла плотская[5]; то законъ снова, но уже гораздо яснѣе и опредѣленнѣе, повторяетъ свою заповѣдь, требуя отъ христіанина непрерывной усовершаемости въ нравственномъ подвижничествѣ[6].
Это новое требованіе закона налагаетъ на рамена хри­стіанина трудъ нелегкій и, что всего важнѣе, трудъ непре­рывный. Посему нимало не удивительно, что каждый хри­стіанинъ, представляя себѣ это требованіе закона, тотчасъ приходитъ къ вопросу: почему необходима ему непрерывная усовершаемость въ подвигахъ духовной жизни?
Этотъ вопросъ, – возбуждаемый въ душѣ христіанина, быть можетъ, дѣйствіемъ ветхаго человѣка, тлѣющаго въ похотехъ прелестныхъ[7], и нежелающаго подчиниться новому требованію закона Божія, – такъ важенъ, что оставить его безъ надлежащаго отвѣта, не вредя жизни христіанина, невоз­можно; а съ другой стороны, рѣшеніе его такъ трудно, что дать на него отвѣтъ, вполнѣ удовлетворительный, почти ни­кому нельзя, кромѣ немногихъ, опытно изучившихъ потреб­ности духовной природы человѣка[8].
Необходимость непрерывной усовершаемости въ подви­гахъ духовной жизни для христіанина открывается изъ раз­смотрѣнія: 1) званія его и сопряженныхъ съ нимъ обязанно­стей; 2) назначенія его и пути, коимъ христіанинъ можетъ достигнуть его; 3) свойства духовной его природы, и наконецъ 4) свойства самыхъ духовныхъ подвиговъ.
1) Въ посланіяхъ св. Апостоловъ мы находимъ много мѣстъ, въ коихъ они убѣждаютъ христіанъ ходить и жить достойно званія. Такъ св. Апостолъ Петръ увѣщаваетъ потщиться извѣстно свое званіе и избраніе творити[9]. Апостолъ Павелъ заповѣдуетъ: кійждо, якоже призванъ бысть Госпо­домъ, тако да ходитъ[10]. Въ другомъ мѣстѣ, тотъ же св. Апостолъ умоляетъ христіанъ ходити достойно званія, въ неже звани[11], и говоритъ, что онъ молится о нихъ и проситъ Бога, яко ходити имъ достойнѣ званія Богу[12]. Все это показы­ваетъ, что званіе христіанина имѣетъ и должно имѣть бли­жайшее отношеніе къ его жизни. Разсмотримъ это званіе, чтобы потомъ видѣть, какъ, соотвѣтственно ему христіа­нинъ, долженъ жить.
Воспринимая на себя во св. крещеніи славнѣйшее имя Христа, еже паче всякаго имене[13], христіанинъ дѣлается причастпикомъ званія небеснаго[14]. Именно: причисляется къ роду избранному, царскому священію, людямъ обновленія, людямъ Божіимъ[15]; дѣлается наслѣдникомъ Богу, сонаслѣд­никомъ Христу[16]; храмомъ Божіимъ, жилищемъ Св. Духа[17], гражданиномъ града живаго – Іерусалима небеснаго, чле­номъ первородныхъ, на небеса написаныхъ[18]; и что всего важ­нѣе: получаетъ право чадомъ Божіимъ быти[19], и не только чадомъ, но и чадомъ возлюбленнымъ[20], а вмѣстѣ съ тѣмъ и взывать къ Богу Отцу: авва, Отче[21]. Таково званіе христіанина! Какое же отношеніе имѣетъ оно къ жизни его? Даруя христіанину великія права и блага, званіе сіе есте­ственно налагаетъ на него и великія обязанности, которыя тѣмъ священнѣе, чѣмъ выше права и блага, даруемыя хри­стіанину его званіемъ. Какія же эти обязанности? – Св. Ап. Петръ указываетъ намъ одну изъ нихъ, говоря, что хри­стіане призваны Богомъ изъ тьмы въ чудный свѣтъ, яко да добродѣтели возвѣстятъ Призвавшаго ихъ[22]. Тоже, но нѣсколько яснѣе высказываетъ и св. Ап. Павелъ, заповѣдуя христіанамъ: бывайте подражатели Богу, яко чада воз­любленная[23]. Отселѣ первая обязанность христіанина позна­нію его – есть подражаніе Богу; второю же, которая рав­нымъ образомъ сопряжена съ его званіемъ, надобно почитать любовь къ Богу. А такъ какъ любы, по слову Апостола, сія есть, да ходимъ по заповѣдемъ Его[24], и, по ученію самаго Господа, только тотъ любитъ Его, кто имѣетъ и соблюдаетъ заповѣди Его[25], – то очевидно, что вторая обязанность, со­пряженная съ званіемъ христіанина, есть исполненіе закона Божія. Чтобы быть достойнымъ своего званія, христіанинъ естественно долженъ въ точности выполнить обѣ эти обязан­ности. Но для выполненія ихъ необходима христіанину не­прерывная усовершаемость въ подвигахъ духовной жизни. Раскроемъ это яснѣе.

Страницы