28 Авг 2014
О «манипуляциях» Митрополитом Виталием

Трагические события в Русской Зарубежной Церкви, произошедшие в начале XXI века, таят в себе много неразрешённых вопросов. Так остаётся загадкой, каким образом могло произойти то, что Митр. Виталий, которого не смог подчинить себе отступнический собор архиеерев РПЦЗ (Л), вдруг стал с 2002 года подписывать противоречивые по содержанию документы и решения. В РПЦЗ (В-В) продолжают утверждать, что документы и решения в РПЦЗ (В) разрушившие единство РПЦЗ (В) – РИПЦ принимались под руководством Митр. Виталия. Мы уже неоднократно в своих статьях опровергали это, основываясь на канонах Православной Церкви и исторических фактах. Ведь каждому здравомыслящему верующему человеку ясно одно: Владыка Виталий никогда бы не стал автором тех антиканонических решений, которые разрушили единство Русской Зарубежной Церкви и Русской Истинно-Православной Церкви, оставшихся верными Православию, он ради сохранения от погибели вверенной ему паствы пошёл исповедническим путём многообразных физических и нравственных страданий. Мог бы ли он губить то, что таким трудом сохранил?
В РИПЦ и Владыка Антоний (Орлов) указывают на манипуляции Митр. Виталием со стороны прот. В. Жукова и секретаря Л. Д. Роснянской. Но если внимательно изучить личность почившего Первоиерарха, то становится ясно одно: Митрополит Виталий не был тем человеком, которым можно было легко манипулировать.
Так в чём же причина столь загадочных событий, почему Владыка Виталий, победивший своей непоколебимостью архиереев РПЦЗ (Л), оказался, фактически, под влиянием прот. В. Жукова ?
После того, как Митр. Виталий окончательно разорвал свои отношения с архиереями РПЦЗ (Л), Владыка духовно переродился, что было знамением правильности избранного им пути: плоды Духа Святого - смирение, кротость, послушание, любовь и др. изобильно проявились в его действиях. Это наглядно можно увидеть в его письме и распоряжении Архиеп. Лазарю (Журбенко) от 11 марта 2002 года. В них полный контраст с его письмом Владыке Лазарю в 1993 году, где просматриваются некоторые негативные стороны духовного устроения большей части епископата РПЦЗ.
Но духовное перерождение Владыки Виталия не стало предметом для подражания его близкому окружению. Враги Православия смогли навязать и внушить архиереям и духовенству РПЦЗ (В) ложное утверждение о предательстве архиереев РИПЦ, благодаря чему Митр. Виталий лишился канонического собора правящих иерархов РПЦЗ (В) – РИПЦ. Архиеп. Лазаря, фактически искусственно удалили от Первоиерарха, оклеветав на весь мир. А активная поддержка викарными архиереями РПЦЗ (В) позиции прот. В. Жукова парализовала действия Митр. Виталия, явно стала внедряться вредительская политика В. Жукова. Владыка должен был смириться перед своими архиереями-собратьями и считаться с их мнением, руководствуясь канонами Святой Церкви, указывающих митрополиту действовать согласно архиерейского соборного мнения. Смирение Первоиерарха одни посчитали его согласием с их политикой, другие манипуляцией действиями святителя.
Прп. Амвросий Оптинский, когда видел что противоречат его наставлениям и действиям, умолкал и смирялся перед творящими свою волю, которым это впоследствии обходилось довольно серьёзными неприятностями. Так и Владыка Виталий перед своим отходом от земной жизни засиял духовными добродетелями старчества, а своеволие в РПЦЗ (В) обернулось страшными потрясениями.
Хотелось бы, чтобы в РПЦЗ (В-В) наконец-то осознали свои ошибки, которые привели к развалу РПЦЗ(В)- РИПЦ. Архиеп. Владимиру (Целищеву) предстоит рано или поздно всё же осознать пагубность ещё недавней совместной деятельности с прот. В. Жуковым, который умышленно оклеветал с помощью своих союзников Архиеп.Лазаря и произвёл страшные потрясения и расколы в Русской Зарубежной Церкви.
Чтобы сохранить РПЦЗ и РИПЦ от унии с МП, Владыка Виталий понёс тяжкий крест и то, что сейчас РПЦЗ (В-В) и РИПЦ находятся вне канонического общения является позором и лежит на совести епископата Русской Зарубежной Церкви продолжающего по сей день утверждать ложное обвинение Архиепископа Лазаря в расколе. Подпись Митр. Виталия под несправедливым осуждением Архиеп. Лазаря вполне могла появится благодаря давлению со стороны архиереев – единомышленников прот. В. Жукова, который манипулировать Первоиерархом никак не мог – Владыка не пошёл бы на подобное вопиющее беззаконие и слабоволие, не тот он был человек.
Подтверждает это и тот факт, что даже соболезнование по случаю кончины Архиеп. Лазаря Митр. Виталий написал под давлением соборного разума архиереев. Получается абсурд: не архиереи РПЦЗ (В) были в послушании у Первоиерарха, а Митр. Виталию пришлось смириться подобно прп. Амвросию и быть в послушании у архиереев – собратьев. Не обернулось ли это для Церкви бедствием, которое не исправлено до сих пор.