11 Окт 2014
Деркульский старец архимандрит Феофан.
Составитель А.М.Кудаев, 1998 год (В сокращении.)
(Фотографии к данному жизнеописанию находятся в фотогалерее сайта.)

Почти на границе Луганской с Ростовской областью в Станично-Луганском районе вдоль правого крутого берега речки Деркул тянется хуторок, отразивший красоту этого живописного уголка природы в своем названии: Красный Деркул. И хотя этот населенный пункт Красным стал в послереволюционное время, когда создавались первые колхозы, до этого он был просто Деркул - тезка притока Северского Донца - главной водной артерии нашего края. Теперь это название воспринимается как характеристика местности - красивого уголка природы, иными словами прекрасного, красного - как говорили наши предки.
Речка Деркул имеет крутой, норовистый, подстать казачьему, характер, который подчас бывает непредсказуемым. На вид узкая, неказистая, местами с песчаными перекатами, которые легко перейти вброд, не замочив колен, имеет очень глубокие ямы. Быстрое течение над этими ямами становится воронкообразным, что представляет большую опасность для неопытных пловцов. Зато какое раздолье в них рыбе, в изобилии водящейся в реке.
С XVII века берега Деркула осваивают донские казаки, селившиеся хуторами. Немного позже сюда приходят выходцы из Слободской Украины, основавшие ряд слободок. До 1918 года эта местность входила в состав Донецкого округа Области Войска Донского.
Красный Деркул местные старики часто называют Туроверовкой. Это название связано с фамилией Туроверовых - очень старинного многочисленного казачьего рода. В 1752 году походный атаман Тимофей Туроверов водил восемь донских полков на сибирских кочевников. Его сын, находясь в Петербурге с зимовой станицей атамана С. Ефремова, принял участие в июньском дворцовом перевороте 1762 года и в возведении на трон Екатерины II, за что пользовался постоянными милостями императрицы. В 1775 году царица признала права русского дворянства и за донской старшиной. Новые дворяне получили поместья и для обработки земли начали свозить крестьян, купленных "на вывоз" в соседних губерниях. Туроверов был награжден крупными земельными участками в Донецком округе и основал в нем поселения "приписных малороссиян . Одним из таких поселении был и поселок Деркульский, основанный на реке Деркул.
Затем, как утверждают историки, владельцем этих земель по Деркулу стал настоятель Беловодского Троицкого собора Иларионов, а поселок получил название Иларионов Деркульский, но впоследствии поселение стали называть хутором Деркульский, или просто Деркул.
Со второй половины XIX века в большинстве хуторов края строятся деревянные храмы. Небольшая деревянная церковь, возведенная в это время, в честь Рождества Пресвятой Богородицы до последнего времени стояла в центре хутора Красный Деркул. Многое пришлось повидать ей на своем веку. Некогда стройная, воздвигнутая на высоком фундаменте, славящаяся своими звонкими колоколами, она долго стоялаобезглавленная, без колокольни. Время наложило на нее свою печать. Не один десяток лет после суровых снежных зим вешние воды с горы сносили грунт в церковный двор, после чего она как бы вросла в землю. Купол и колокольню в 30-х годах разобрали комсомольцы, решившие в церковном здании устроить клуб. Разбили иконостас, вынесли иконы, на западной стороне соорудили сцену, а в алтаре устроили кинобудку. Но Господь не допустил поругания храма в честь своей Пречистой Матери, посрамил богохульников. Как утверждают старожилы, когда первый раз стали "крутить кино", церковь наполнилась дымом, который потоками струился из-под пола. Молодежь в панике выбежала во двор, но явных признаков пожара не было обнаружено. Когда повторили сеанс, то опять из-под пола пошел густой дым, хотя в здании ничего не горело. После этого случая затею с клубом оставили, и все остальное время до самого открытия церковь использовали как зернохранилище. При проведении ремонтных работ в храме в 1985 году, когда сорвали полы, то обнажились дубовые плахи фундамента, внутренняя поверхность которых была обугленной. Они то и явились источником дыма, чудным образом опаленные, но не сгоревшие.
Таким чудным образом, полным таинственного смысла, Господь посрамил безбожников и прославил Свою Пречистую Матерь.
Второй раз храм чудно был спасен в январе 1943 года, когда наши войска, очистив территорию России от немецко-фашистских захватчиков, вышли на границу с Украиной. Немцы хотя и поспешно отступали, но ожесточенно сопротивлялись. К тому же их стратегическое положение на правом крутом берегу Деркула было выгодным. Хутор Красный Деркул на короткое время стал линией фронта. Свистели перелетавшие через крыши домов пули, от сильных взрывов снарядов дрожали оконные стекла, трещал и лопался на речке лед. Один из снарядов попал в крышу алтаря церкви, пробил его и неразорвавшимся упал на пол. Можно представить, что было бы, когда он взорвался. От здания остались бы жалкие руины, но Господь опять сохранил храм, которому в скором будущем предстояло открыть свои двери для верующих людей, стать для них спасительным ковчегом.
После окончания войны церковь открыли. Тем, кто в первый раз посещал ее, сразу же бросалось в глаза ухоженность двора, обнесенного металлической оградой, добротность церковного дома и других построек. Снаружи церковные стены были выкрашены в олицетворяющий небо голубой цвет. Когда переступаешь порог храма, поражало убранством и чистотой его внутренний вид. Душа, которую невольно охватывало трепет, чувствувала намоленность места. В церковной ограде, у южной стены храма возле алтаря, находилась святыня - могила архимандрита Феофана.

Страницы