06 Дек 2019

В католическом мире набирает обороты скандал, связанный с откровенными попытками государственных органов США вмешиваться в дела Римской католической церкви (РКЦ). Американская администрация, не приемлющая наличие нескольких полюсов влияния в мире, предпринимает активные попытки не просто по вмешательству во внутренние дела РКЦ, а ещё и по продвижению через Ватикан своих собственных интересов.
На деле вырисовывается картина, при которой де-юре светское государство – США – пытается посредством имеющихся у него инструментов оказывать давление на одну из христианских церквей, обладающих крупной религиозной и хозяйственной автономией.
Скандал проявил себя на фоне более чем резких (для католических сановников) высказываний представителей американского сегмента РКЦ в адрес Папы римского Франциска. Одним из таких критиков деятельности Франциска стал американский куриальный кардинал Рэймонд Бёрк (Raymond Burke). Речь идёт о том самом Рэймонде Бёрке, который в самих США некоторое время назад стал фигурировать в сводках о сексуальных скандалах в среде американского кластера РКЦ.
В частности, находясь в сане архиепископа Сент-Луиса, священнослужитель Бёрк откровенно игнорировал обращения о случаях сексуальных домогательствах в тех или иных приходах. Вместо принятия мер к фигурантам сексуальных скандалов пастор попросту распоряжался о переводе их из одних приходов в другие, пытаясь «замять скандал».
С недавних пор кардинал Бёрк снискал «славу» самого ярого критика Папы римского Франциска. Примечательно, что критика исходит от Бёрка со словами «борьбы за веру».
В чём суть критики Папы римского Франциска со стороны американского кардинала?
Рэймонд Бёрк откровенно не приемлет деятельность Франциска, которая направлена на поддержание относительно тёплых отношений с другими церквями.
Важно напомнить, что некоторое время назад состоялась первая за много веков встреча глава Римской католической и Русской православной церквей, что ознаменовало собой новый этап взаимоотношений внутри христианской религии. Главы РПЦ и РКЦ договорились о принятия мер по взаимодействию, в том числе и на гуманитарном поприще.
Американский сегмент РКЦ, открыто не говоря о том, что именно встреча Франциска с Патриархом Московским и Всея Руси Кириллом вызвала недовольство, заявил о «необходимости придерживаться традиционализма». Если переводить всё это на обычный язык, то американские епископы фактически попытались одёрнуть самого Папу римского, давая ему понять, что «традиционализм для РКЦ» заключается в первую очередь в поддержании откровенно враждебных отношений с той же Русской православной церковью, в том, чтобы никаких позитивных контактов между церквями не было – как и все предыдущие столетия.
Бёрк обвинил Франциска в том, что тот «разжаловал» его, лишив нескольких постов, полученных при предыдущем понтифике. Например, Бёрк был удалён из так называемой Апостольской подписи патроната Суверенного военного гостеприимного ордена Святого Иоанна, Иерусалима, Родоса и Мальты.
Бёрк:
Ясно, что папа не хочет, чтобы я занимал какую-либо руководящую должность, что он не считает меня тем человеком, которому мог бы давать какие-то важные поручения.
Архипастырь Ватикана к такого рода критике относится философски, продолжая свою деятельность по контактированию с другими церквями и религиями.
В частности, несколько дней назад Франциск посетил японские города Хиросиму и Нагасаки, которые в августе 1945 года подверглись американской атомной бомбардировке. Папа римский, выступая перед японцами, высказался о том, что они пережили страшную трагедию, которую принесли политики и военные, решившие применить самое смертоносное оружие.
Этот «камень в огород США» в Вашингтоне не оставили без внимания. В ряде американских СМИ открыто раскритиковали заявления понтифика, отметив, что тот, размышляя о применении ядерного оружия, «не сказал ничего о том, что тогда шла война».
Все эти «уколы» в адрес главы РКЦ со стороны американских священников и СМИ выглядят спланированной кампанией против человека, который, пожалуй, впервые за долгие годы в Ватикане называет вещи своими именами и открыто говорит о необходимости межцерковного взаимодействия.