12 Окт 2016


МАТЬ-ЦЕРКОВЬ?

13-го июля 2016 г. я получил от Канцелярии Архиерейского Синода РИПЦ письмо касательно нашей Зарубежной автономии.

Рассмотрим цитату, приведенную в тексте этого письма: «Наша Зарубежная Церковь, как известно, является частью Российской Матери-Церкви, свободной частью Ея. Хотя мы, по завещанию приснопамятного Блаженнейшего Митрополита Анастасия, не имеем никакого общения с советской патриархией, с Русской Церковью, своею Матерью-Церковью, мы никогда не порывали» («Православная Русь», № 21, 1976 г.).

На основании вышеприведенной мысли составители этого письма пишут: «Пребывая в состоянии автономии Вы обязаныпродолжать возношение имени Председателя Синода Церкви, от Которой получили право на автономию. Кроме того, Вы должны повсем важным внешнецерковным вопросам сноситься с нами, чтобы у нас было общее решение». (Подчеркнуто мною).

Еще в феврале с.г. Синод РИПЦ поставил меня в известность, что мы здесь, в Зарубежье, всегда будем под их контролем: «Кроме того, автономия может быть отозвана властью кириархальной Церкви, если предстоятель её нарушает канонический порядок». (Примечание: слово “кириархальная”, это ‘господствующая’ церковь... от греческого слова – кирие – господи).

Этим выражением Синод РИПЦ делает заявление, что они имеют право господствовать над всеми нами За рубежом. Кто же дал им такое право??

Мне задал один человек интересный вопрос: по-видимому, Синод РИПЦ считает себя нашей Матерью-Церковью? Одно из двух: или мы каким-то образом сами стали считать РИПЦ своей «матерью» – или Синод РИПЦ сам присвоил себе это название, – только я не помню, когда и каким постановлением??

В каноническом церковном праве слова «Мать-Церковь» не существует. По крайнеей мере, я никогда не встречал даже выражения «Сестра-Церковь».

Митрополит Анастасий употребил это выражение для того, чтобы дать верующим понять, что Зарубежная Церковь не отделилась от своей страждущей собратии, не считает себя новой юрисдикцией, но частью Гонимой Церкви Российстей, рождённой зарубежом по благословению Святителя Патриарха Тихона и по его Указу (№ 362). Этими словами мы по сей день поминаем на ектениях нашу Гонимую Российскую Собратию.

Хочу обратить на это особенное внимание: в послании Митрополита Анастасия говорится именно о Российской Церкви как таковой – Поместной автокефальной Церкви всего Русского народа, а не об отдельно взятой какой-то Её части, – образовавшейся из Российской Церкви. Таковыми частями единой Российской Церкви традиционно считались Зарубежная Церковь и Катакомбная Церковь, но ни одна из них никогда не была полнотой Церкви Российстей как автокефальной Церкви. Вот именно поэтому, когда у Катакомбной Церкви не стало архиереев, они (священники с паствой) обратились к Первоиерарху Зарубежной Церкви с просьбой взять их под свой омофор и благословить поминать его за богослужениями в России.

Порожденное уже не возвращается в материнскую утробу. Со временем РПЦЗ обосновалась со своим Синодом как самостоятельно управляющаяся Церковь За рубежом. Выражение Митрополита Анастасия «никогда не порывали» отнюдь не значит, что она должна будет административно подчиниться каким-либо иерархам из России и Украины, например, иерархам другой частиРоссийской Церкви, Катакомбной. «Не порывали» относится к нашему духовному единению; к нашему евхаристическому общению. В своё время выражение ‘матерь-церковь’ было уместно, но перешло в архив, потому что оно более не соответствует действительности.

В Обращении-Призыве Председателя Синода РИПЦ Архиепископа Тихона (Пасечника) к духовенству РПЦЗ от 18 апреля 2006 г. говорилось:

«Вы не одиноки, потому что помощью и трудами Зарубежной Церкви, в России сохранилась Истинная Церковь, архиереи которой восполнили апостольскую преемственность от РПЦЗ».

Представьте себе: те епископы, которые получили апостолькое преемство благодаря Иерархам РПЦЗ, обернувшись, заявляют: «теперь мы будем вашей матерью-церковью, и вы будете нам подчиняться».

Это всё показывает, что Синод РИПЦ употребляет любые слова для своей выгоды; страстно пытается любым способом задержать себе контроль над нашей Зарубежной Церковью. А о тех ранее сказанных словах, которые теперь против них же свидетельствует, они молчат. Почему? Когда они были искренними в своих словам к нам? Из того, что они пишут сейчас, получается, что тогда они нам лгали, лишь бы только заманить к себе, а теперь пишут противоположное тому, что говорили и писали раньше. Значит, и тогда, и сейчас они (Синод РИПЦ) лицемерят. Тогда кто они такие, если сказано: «сатана есть лжец и отец лжи, а вы исполняете похоти отца своего»? А если они тогда говорили искренне, то почему вопреки всем своим прежним документам и обещаниям, решаются на публичную ложь и клевету? Значит ли это, что Синод РИПЦ теперь – не свободный и выполняет волю сил, враждебных Церкви? Этому также свидетельствует их враждебнное отношение к Приснопамятному Митрополиту Виталию (Устинову). Я пока не утверждаю, а задаю вопросы.

Читаем дальше официальные документы РИПЦ. В «Положении о РИПЦ» говорится: «Пр.1. Русская Истинно-Православная Церковь (РИПЦ) есть неразрывная часть поместной Российской Православной Церкви, самоуправляющаяся на соборных началах в соответствии с Постановлением Святейшего Патриарха, Священного Синода и Высшего Церковного Совета Российской Церкви от 7/20 ноября 1920 г. за № 362». Заметьте – часть, а не полнота, и это в главном церковном документе. Дальше в этом же документе говорится: «Пр.4. Русская Истинно-Православная Церковь, восстановившая свою каноническую иерархию и церковное управление при братской поддержке Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ), исповедует РПЦЗ и РИПЦ равночестными частяминекогда единой поместной Российской Церкви». Опять о том же – равночестными, но всё же частями Поместной Российской Церкви, о которой говорил в своем Послании Митрополит Анастасий.

Страницы