31 мая 2017


Не нам судить.

СЛОВО НА ТОРЖЕСТВО ПРАВОСЛАВИЯ – 2017 г.

В последнее время верующих до крайности смущает один спорный
вопрос.
Церковь никогда не призносила суждение о том, где существует
благодать и в каком виде, а где её нет. «Дух дышет идеже хощет» -
говорит Священное Писание.
Вселенские Соборы и отцы Церкви отлучали тех, кто нарушали
церковные правила, Соборы и отцы Церкви анафематствовали еретиков
и увещевали всех верующих не молиться с ними и не иметь никакого
общения с ними. Мы часто и многократно в разных церковных правилах
(Канонах) встречаем следующее: «Аще кто с изверженным молитися
будет: да будет извержен и отлучен, и все сообщающиеся с ним» - и на
этом Церковь всегда ставит точку. Она не делает никаких определений
касательно участи отпавших от Православной веры или изверженных. Их
участь в руках Божиих.
Не нам судить. Но вот, в последнее время некоторые стали это делать
и перешли в крайность. Синод РИПЦ, под председательством
Архиепископа Тихона, в своем Определении Освященного Собора от 26
октября 2008 года заявил: «Вне Истинной Церкви Христовой...спасение
невозможно.» Этим заявлением Синод декларирует: Спасает нас
благодать Божия. Вне Истинной Церкви нет этой спасающей благодати,
поэтому те, кто не находится в Истинной Церкви, те безусловно
погибнут. Такое определение противоречит правде Божией! : Разве нам
грешным дано право заранее, до страшного Божьего Суда, определять,
кому гибель? Не нам судить (о возможности или невозможности
спастись). Когда спросили Господа «Кто может спасен быти?», Христос
ответил «У человек невозможно, но не у Бога: вся бо возможна суть у
Бога» (Мк.10:27). Этим словам следует уделить должное внимание и не
противоречить Христу. Но к сожалению, несмотря на увещания, Синод
РИПЦ по сей день остается при своем убеждении, несмотря на то что их
Определение приносит верующим огорчение и недоумение.
Пишет одна благочестивая женщина: «Как мы можем быть уверены в
том, что в других церквах, как в МП, или в Словакии нет благодати Божией? Я
там прожила свою молодость и выросла в Церкви Христовой; там научилась
первой христианской азбуке. Чувствовала себя членом Церкви. Сейчас
подумать, что там нет благодати Божией, это немыслимо, хотя понимаю, что,
из за ереси экуменизма, нужно уходить.
Люди простые там этого не понимают, и я уверена что, по своей вере,
они получают благодать Божию. Я, как понимающая, что такое ересь
экуменизма, не могу там принимать участие в таинствах – но думать, что
никто там не спасается, тяжело для души».
Да, мы знаем, что в России под ярмом МП, а также и в других странах
христианского вероисповедания находится многое множество добрых,
верующих людей. Спасутся ли они? Мы не знаем: Их спасение всегда
было и всегда будет в руках Божиих. Боже упаси нас вершить какой-либо
окончательный суд над ними.
Как же нам поступать касательно верующих Московской патриархии и
других? Надо стараться уговорить их вернуться в лоно истинной Церкви.
А если это не удается или невозможно, то надо молиться о них как о
заблудших, уповая на милость Божию, чтобы Господь Бог привел их в
познание истины и ко спасению. Поэтому и начинается Чин Православия
с Молебна О Обращении Заблуждших.
Но – к сожалению, сейчас существует раздор в нашей Церкви; одни
поддерживают Определение Освященного Собора РИПЦ, а другие взяли
противоположную крайность: они утверждают, что и в МП, и в других
экуменистических церквах благодать есть.
Есть только одно место, о котором мы можем с уверенностью сказать,
что благодать в нём НЕ присутствует - это ад! «Во аде же кто исповестся
тебе;» (6й Псалом) Помимо этого, мы не имеем права отвергать
присутствие благодати где бы то ни было. Действо Духа Святаго не
подлежит нашему определению. Святый Дух «везде сый, и вся исполняяй»
(Молитва «Царю Небесный»). Также сказано: «Святымъ Духомъ всяка
душа живится» и прочее. Отвергать присутствие благодати у еретков мы
не можем, но и утверждать, что у них благодать Божия соделывает
таинства, и что оставаться с еретиками дело спасительное, мы тоже не
можем и не должны! Напоминаем: экуменизм - это ересь!
Экуменисты и прочие еретики «изменили Христу, и их церковь
носительницей благодати больше не является» (Святитель Филарет
(Вознесенский). Однако, нужно не забывать, что за ложное и еретическое
учение Церковь вяжет человека – но не Святаго Духа .
Святые отцы судили отлучать еретиков, но нигде нет суждений Отцев
о возможности или невозможности пребывания у них благодати Божией.
А если бы были такие суждения, то как установить правила применения
этого суждения? Где существуют указания Свв. Отцев, как определять, в
каких отлучённых и в какой ереси обитает благодать, а в каких не
обитает? А какой критерий применить, чтобы понять, какой решающий
поступок или какое ложное учение приводит к полному отсутствию
благодати? Ведь на такой важный вопрос должно быть определённое и
решающее указание. Или следует нам считать, что во всех ересях
благодать?? Если у нас нет ответа на такой простой вопрос, не означает
ли это, что в нашем суждении что-то не в порядке??
Мы не имеем права тормозить благодать Божию, но в то же время,
не нам определять, где есть благодать, а где её нет. Благодать - это
действо Святаго Духа, – это дело Божие, не наше.
В заключение приведу краткие и в то же время кроткие слова
архиепископа Аверкия (Таушева) о умеренности:

Страницы