02 Сен 2017


Мысли, извлеченныя изъ проповѣдей


О Равноапостольномъ дѣлѣ Святого Князя Владиміра.
Чѣмъ такъ безконечно дорогъ намъ Св. Кн. Владиміръ?
Тѣмъ, что онъ пріобщилъ насъ къ Вѣрѣ Хрiстовой и даровалъ намъ, рускимъ людямъ, Истинную Церковь Хрiстову.
Какова́ эта Вѣра Хрiстова и Истинная Церковь и въ чемъ ихъ значеніе для насъ?
Это ясно раскрывается намъ изъ трогательной молитвы, произнесенной Св. Кн. Владиміромъ въ свяще́нныя минуты совершенія Та́инства Крещенія надъ Рускимъ Народомъ, когда, по словамъ благочестиваго лѣтописца, поистинѣ радовались Небо и земля толи́кому мно́жеству спасаемыхъ.
«Боже великій, сотвори́вый Небо и землю!» – воззвалъ тогда онъ, нашъ крестный отецъ и просвѣти́тель, – «при́зри на но́вые люди сія́, и даждь имъ, Господи, у в ѣ́ д ѣ т и Т е б е́, Истиннаго Бога, я́коже увѣ́дѣша стра́ны Хрiстіа́нскія, и утверди́ въ нихъ В ѣ́ р у П р а́ в у ;

и несовра́тну, и мнѣ помози́, Господи, н а с у п р о т и́ в н а г о в р а г а, да надѣ́яся на Тя и на Твою держа́ву, п о б ѣ ж д у́ к о́ з н и его».
Здѣсь сказано все и объяснено́, д л я ч е г о намъ дана́ Вѣра Хрiстова и Истинная Церковь.
Вѣра Хрiстова и Истинная Церковь, какъ хранительница и распространительница этой Вѣры, даны́ намъ для того, чтобы мы могли «увѣ́дѣти», то-есть п о з н а́ т ь Истиннаго Бога, и, позна́въ Его, научиться в ѣ́ р о в а т ь въ Него, н а д ѣ я т ь с я на Него и л ю б и т ь Его.
Вѣра въ Бога должна быть «П р а́ в о й» и «н е с о в р а́ т н о й», то-есть, не какой-попало, измы́шленной сами́ми людьми по своему вкусу, а правильной, или П р а в о с л а в н о й, какъ всегда называлась Истинная, не извращенная человѣческими мудрова́ніями, чистая, непорочная Вѣра Хрiстова, проповѣданная Свв. Апостолами и неизмѣ́нно храни́мая Истинной Церковью. Критерій такой Вѣры: и́стинно то, во что вѣ́ровали п о в с ю́ д у, во что вѣ́ровали в с е г д а́, во что вѣ́ровали в с ѣ (Св. Вике́нтій Лири́нскій). И эта Вѣра должна быть въ насъ «н е с о в р а́ т н о й», то-есть мы должны такъ с т о й к о, т в е р д о и б е з к о м п р о м и́ с с н о хранить Ее, чтобы никто не́ былъ въ силахъ насъ с о в р а т и́ т ь, или о т в р а т и́ т ь отъ Нея́.
И, наконецъ, въ молитвѣ Св. Кн. Владиміра указывается л и ч н а я для каждаго изъ насъ ц ѣ л ь этой Вѣры и, слѣдовательно, великое значеніе принадле́жности къ Истинной Церкви, храня́щей эту Вѣру. У насъ есть «с у п р о т и́ в н ы й в р а г ъ», стро́ящій намъ «к о́ з н и» и желающій погубить насъ. Это – врагъ Божій и в р а г ъ ч е л о в ѣ ч е с к а г о с п а с е н і я – д і а в о л ъ, съ которымъ намъ надлежи́тъ вести́ непреста́нную борьбу, такъ какъ ина́че насъ ожидаетъ вѣчная погибель. Эту борьбу съ врагомъ человѣческаго спасенія – діаволомъ, вплоть до полной побѣды надъ нимъ, мы можемъ вести не ина́че, какъ только «н а д ѣ́ я с я н а Б о г а и н а Е г о д е р ж а́ в у», т о - е с т ь п р и п о м о щ и И с т и н н о й В ѣ р ы и Ц е р к в и.
Вотъ съ этой-то точки зрѣнія и надо смотрѣть на все происходящее сейчасъ въ мірѣ!

О Церкви.
Хрiстосъ-Спаситель сказалъ ясно: Сози́жду Ц е́ р к о в ь Мою́, и врата́ а́дова не одолѣ́ютъ Е́й (Мѳ. 16:18). Слѣдовательно, Онъ созда́лъ о д н у Церковь, а не много разныхъ церкве́й, и́бо тогда Онъ говорилъ бы во множественномъ числѣ – «це́ркви». Вотъ почему странно слышать претендующія на авторитетность рѣчи нѣкоторыхъ современныхъ дѣ́ятелей «движенія», именующаго себя «хрiстіанскимъ», будто существованіе въ Хрiстіанствѣ различныхъ «церкве́й»: ри́мо-католической, протестантской и др. есть явленіе положительное, и́бо каждый можетъ выбрать для себя «церковь» по своему вкусу, какая больше ему нравится, больше подходитъ. Еще стра́ннѣе было слышать намъ выступленіе одного такого либеральнаго профессора-прогрессиста, который краснорѣчиво развивалъ мысль, что Православіе, римо-католичество и протестантизмъ – это одно и то же Хрiстіанство, но только «съ разныхъ точекъ зрѣнія»: «все равно, какъ», приводилъ онъ такое сравненіе, «если аэропланъ летитъ надъ городомъ, то съ разныхъ мѣстъ своего полета онъ видитъ городъ въ различныхъ частя́хъ его, и городъ, поэтому, представляется ему по-разному, смотря по тому, откуда на него смотрятъ».
Такое мнѣніе, конечно, въ корнѣ противно ученію слова Божія, которое ясно учитъ: Да бу́дутъ вси́ еди́но (Іоан. 17:11); Еди́нъ Госпо́дь, еди́на Вѣра (Ефес. 4:5); быть въ единомы́сліи ме́жду собо́ю (Рим. 15:5); бу́дьте единоду́шны и единомы́сленны (Флп. 2:2); бу́дьте всѣ единомы́сленны (1 Петр. 3:8); бу́дьте единомы́сленны ме́жду собо́ю, не высокому́дрствуйте, не мечта́йте о себѣ́ (Рим. 12:16).

* * *
Тамъ, гдѣ порвана прее́мственная духо́вно-благода́тная связь со Свв. Апостолами и ихъ прее́мниками Мужа́ми Апо́стольскими и Святы́ми Отца́ми, гдѣ введены́ разныя н о́ в ш е с т в а въ вѣ́ро- и нра́воученіе съ цѣлью «идти въ ногу со временемъ», «прогрессировать», не отставать отъ вѣка и приспособляться къ требованіямъ и модѣ міра сего, во злѣ лежащаго, – тамъ не можетъ быть и рѣчи объ Истинной Церкви.

Страницы